Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

19 октября завершился уже третий по счету кинофестиваль «2morrow» Завтра»). Здесь была такая концентрация интересных и важных событий, что подвести итоги я решился только сейчас. Надо было все-таки нормально все обдумать, нормально поспать, нормально поесть, посмотреть для разрядки пятую «Пилу». Как-никак, от хорошего тоже надо отдыхать.

О том, как распределились награды, вы уже наверняка знаете, и тут все, в принципе достаточно справедливо. Сразу два приза – блоггерского жюри и в номинации «Актеры» – получила действительно изумительная дебютная лента Роберта Сигела (сценариста «Рестлера») «Большой фанат». Тоже две награды – за лучшие звук и изображение – отхватил «Север». Ну в том, что норвежцы в любом случае самые лучшие, вообще сомневаться не приходилось.

Приз за лучшую «Историю» получила чилийская «Служанка» – пост-догма про ревнивую гувернантку, которой добрые хозяева решили нанять помощницу, а та всех кандидаток запирает на заднем дворе. Я пошел на нее, честно говоря, через силу, из чистой добросовестности, а оказалось, что это, без дураков, лучший фильм конкурсной программы (вообще на этом фестивале повезло с неожиданностями: второй в моем личном топ-листе – малазийский мюзикл «Все билеты проданы»). У нас «Служанку» вряд ли кто-то купит в прокат, может, когда-нибудь по телеканалу «Культура» вдруг покажут, но тот факт, что в каждой стране, кажется, есть свой маленький ларсик триер, безусловно, радует. Обидно только, что нам только ничтожная часть этого мирового кинокапитала доступна.

Гран-при, как известно, получил фильм «Я убил свою маму» 20-летнего канадца Ксавье Долана, он же сценарист и исполнитель главной роли. Кино в меру хорошее, но невозможно отделаться от мысли, что приз этот, в первую очередь, поощрительный. Ну то есть человек безусловно талантливый, с чувством стиля, разрабатывает даже какую-то символику (кульминационный момент – наамфетаминенный сын приходит к матери и после долгой исповеди просит стакан молока), наверняка пригодился бы в сценаристы тому же Озону. Но все же самые сильные моменты здесь пропитаны таким остроумным, здоровым, но все-таки цинизмом (а циники – в основном, люди, осознавшие, что они не гении), а самые слабые – когда Долан пытается быть таким романтиком-романтиком, а это хорошо получается как раз только у гениев. У 23-летнего Каракса, например. Но, судя по дебюту, Долан как раз к гениальности и идет.

Ничего не получила румынская драма «Полицейский, прилагательное». Фильм любопытный (особенно тем, как крепко румыны все-таки владеют киноязыком), но, учитывая весь этот румынский киноренессанс, честно говоря, необязательный. Там полтора часа вообще ничего не происходит, а когда в последние десять минут в подчеркнуто театральной сцене показывают, к чему, собственно, баллада велась, выясняется, что что-то принципиально новое сказать по теме и нечего.

Вне конкурса, тем временем, происходили не менее интересные события. Вечером в субботу показали «Священную гору» Ходоровского. Сам режиссер вышел перед показом и произнес длинную речь, начавшуюся словами «Когда я делал это кино, у меня были громадные амбиции. Я пытался выйти за привычные рамки кинематографа, более того, выйти за рамки собственного сознания», и закономерно закончившуюся чем-то типа «У нас было много учителей, но главного из них зовут ЛСД». Сам фильм собрал где-то две трети большого зала «35мм», к финалу осталось человек 20, при том, что на вип-местах сидели практически все члены жюри, включая самого режиссера Ходоровски, но он, кажется, такому эффекту был только рад. «Священная гора» – это страшный, затягивающий, невыносимый шедевр. Шедевр в чистом виде. Побоюсь сейчас вешать какие-то ярлыки, но это действительно такая «Космическая Одиссея» 70-х. Со всеми вытекающими.

Документальный фильм про Егора Летова, как следует из честного названия, фильмом на самом деле не является. «Егор Летов: проект фильма» – это концертные записи, фрагменты из интервью, ранее недоступные кадры из личного архива, всего материала на час с небольшим. Но все это настолько просто, незатейливо и здорово выбрано и смонтировано, что, ей богу, никакого полноценного фильма уже не надо – проекта вполне достаточно. Удивительно, что на этот проект (а его показывали в час ночи) пришло больше народу, чем на того же Ходоровского. Хотя нет, неудивительно.

Как-то уж очень расстроил Пак Чан-Ук (или Чхан Ук-Пак, я запутался уже). Любимый режиссер, вслед за своим поклонником Квентином Тарантино, продолжает съезжать в какую-то никем неизведанную, никому не нужную киноманскую бездну. «Жажда» – громоздский, неуклюжий, довольно посредственный фильм, который иногда становится произведением искусства, а иногда – «Очень страшным кино». Причем, эти две крайности часто разделяет одна монтажная склейка или знак препинания в сценарии.

Самое интересное событие, происходившее за пределами кинозала – мастер-класс оператора Кристофера Дойла, представлявшего на фестивале новый фильм Джима Джармуша «Пределы контроля». Длился он часа три, Дойл бегал из угла в угол, что-то говорил про вдохновение, показывал свои зарисовки, под конец потребовал, чтобы всем собравшимся принесли пива. Что конкретно он там говорил, всем было более-менее все равно – Дойл настолько совершенная субстанция, что ему достаточно просто стоять и потягивать пиво на фоне своих работ (это, в общем-то, три часа и происходило).

Вот, собственно говоря, и все. На очереди – фестиваль Британского кино и первый в Москве «GothicFest». Отдыхать, слава богу, придется еще не скоро.

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
научная фантастика, приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
комедия, мелодрама
Россия, 2025
фильм ужасов
Индонезия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
драмеди
Россия, 2025
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен