Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Жизнь как чудо

25-ый «Кинотавр». День седьмой

Последние фильмы «Кинотавра», стилистически и жанрово равноудаленные друг от друга на галактические расстояния, имеют тем не менее очевидные тематические рифмы. И в документальном «21 дне», и в стопроцентно зрительском «Ч/Б», и в завершающем конкурсную программу фильме из ниши "фестивального мейнстрима" «Звезде» ведется речь о смерти, которая есть часть жизни и даже наиболее значительное ее событие. Мы привыкли к тому, что смерть - это некрасиво, унизительно и страшно. Неизбежность приближающейся смерти - стрессовое знание для человека. Авторы «21 дня» и «Звезды» апеллируют к иной точке зрения и предлагают поразмышлять о смерти, в комедии «Ч/Б» эта тема хоть и не главная, но и в ней есть герои, которые умирают... и продолжают жить.


«Ч/Б», режиссер Евгений Шелякин

25-ый «Кинотавр». День седьмой

Мистический фельетон о непродуктивности ксенофобии с Алексеем Чадовым (у которого позавчера, к слову, родился сын) в роли молодого националиста с патриотичной татуировкой «Moscow» на предплечье и Мерабом Нинидзе в качестве ушлого кавказского жулика, поклонника женщин, денег и легендарной игры «Электроника ИМ-02», в народе более известной как «Ну, погоди» или попросту «Волк ловит яйца». Ярослав и Нурик одновременно решают вломиться к совсем уж нечистому на руку библиофилу со звучным именем Алхан (Сергей Маковецкий), который любит цитировать высказывание мудрых, витьевато изъясняться и коллекционировать вещи классиков (сейф Гоголя, бабочка Набокова, нож Байрона). Вместо карательной операции случается потасовка по национальному признаку, Нурик отправляется на тот свет, а Ярослав обзаводится ангелом-хранителем с тем акцентом, который он на дух не переносит. Режиссерский дебют Евгения Шелякина, сценариста сериалов «Афромосквич» и «Счастливы вместе», в легкой и доступной форме объясняет, что не бывает плохих наций, а бывают плохие люди.

25-ый «Кинотавр». День седьмой

На пути интернационального дуэта попадаются яркие карикатурные герои, которые доводят до абсурда добрую половину стереотипов о полиции, старушках и бандитах. Не обошлось и без шуток про президента: работница занюханного отеля для скоропостижного проведения досуга спрашивает у экс-любовника по телефону «Вова, какой Селигер?», а мент-философ, который делит людей на полицейских и бандитов, долго думает, к какой категории отнести главу государства.


«Звезда», режиссер Анна Меликян

25-ый «Кинотавр». День седьмой

После семилетнего перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка, режиссер «Русалки» Анна Меликян вновь сняла полнометражный фильм - про болезненное и радостное пересечение нескольких жизней: девушки (Тинатин Далакишвили), которая не умеет петь, не умеет играть и даже плавать, но мечтает стать актрисой; юноши (Павел Табаков), который живет в роскошном доме богатого отца (Андрей Смоляков), но зачем-то подрабатывает в клубе, прикидывается вором и ищет понимания у чересчур эгоцентричных людей; женщины (Северия Янушаускайте), которая крутит роман с влиятельным и не очень здоровым мужчиной (Смоляков), не уживается с его сыном (Табаков), хочет забеременеть, но не может, а также выстраивает жизнь как сверх-успешный бизнес-план. Их отношения на грани палпа и балагана кружатся в жизнелюбивой пляске одиночества, непонятости, амбициозности и страха смерти.

25-ый «Кинотавр». День седьмой

Снятая оператором Алишером Хамидходжаевым, лента Меликян напоминает то видео-дневник, то запись с Youtube, то сочный клип с сюжетом, балансирующим на грани комедии и трагедии (с антигероем в качестве локомотива). Финал расставляет все на свои места: «Звезда»- это леденец с начинкой, рассосав сладкую оболочку которого ощущаешь горький, кислый и вышибающий из седла вкус жизни, которая стоит того, чтобы вспыхнуть на небосклоне в окружении миллиарда себе подобных.

«21 день», режиссер Тамара Дондурей

Марина Разбежкина и Тамара Дондурей

Тонкое и жизнеутверждающее документальное кино о пациентах Первого московского хосписа, снятое с максимальным приближением к реальности и минималистскими художественными средствами. В кадре несколько пожилых героев, проживающих в хосписе 21 отведенный им день, все они люди, с интересом воспринимающие каждую минуту своей жизни.
Режиссер картины Тамара Дондурей, критик по образованию - ученица школы Марины Разбежкиной, это ее первая работа. Марина Александровна ставила перед студентами задачу - освоить неизвестные городскому человеку лакуны, переместиться из молодежной в другие среды жизни. «Было важно, чтобы они почувствовали состояние людей, приближающихся к этому пределу», - говорит Марина Разбежкина. Тамаре Дондурей удалось не только подружиться со своими героями и стать членом семьи Хосписа, но и снять настоящее, тонкое кино, рассказывающее не о смерти, а о жизни.
Фильм представляли не только автор Тамара Дондурей, но и представители Хосписа, а также соучредитель фонда "Вера" актриса Татьяна Друбич.

25-ый «Кинотавр». День седьмой

Благотворительность - одна из тем нынешнего Кинотавра и название одной из внеконкурсных программ, напрямую связанной с благотворительными аукционами Action!, которые третий год проводятся по инициативе Светланы Бондарчук. Все участники акции - известные актеры и режиссеры - бесплатно снимают короткометражные фильмы, которые и являются лотами на аукционе. Собранные деньги перечисляют фондам «Созидание», «Подари жизнь», «Планета мира» и другим. В этом году «Кинотавр» решил показать подборку фильмов из частной коллекции, чтобы продемонстрировать: авторское кино способно не только брать деньги, но и наоборот - помогать средствами нуждающимся.

В предложенной подборке оказались клипы («Во мне» Ренаты Литвиновой), авторские комментарии к предыдущим работам («Тем летом» Алексея Попогребского), мини-новеллы («Пять комментов. Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова). Однако в основном это законченные работы, снятые известными режиссерами в формате лирических эссе («Онега» Николая Хамерики), диалогов («Про любовь» Анны Меликян, «Саша» и «Плов» Федора Бондарчука) или монологов («Исповедник» Ивана Вырыпаева). Помимо благотворительных функций, проект важен для индустрии кино в целом - мы наблюдаем, что в жанре короткометражного кино работают не только молодые, начинающие авторы, а что в него возвращаются давно сложившиеся профессионалы. Так, режиссер Владимир Хотиненко, о пятиминутном лирическом фильме «Кузнечик», сказал, что это, наверное, самая важная работа в его жизни.


Итоги и прогнозы

Фаворитами зрительского голосования стали «Дурак» Юрия Быкова, «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского и «Звезда» Анны Меликян. Соответственно, первый получит Приз зрительских симпатий, а вторая и третья ленты имеют все шансы на призы жюри или критики, если мнения экспертов и зрителей в этом году совпали. Среди других вероятных триумфаторов сегодняшнего вечера - «Испытание» Александра Котта (и оператор, и композитор, и режиссер могут претендовать на соответствующие награды), «До свидания мама» Светланы Проскуриной (вновь режиссура и главная женская роль - Александра Ребенок), а также Любовь Мульменко могут удостоить приза за сценарий (она причастна к целым трем - «Комбинату "Надежда"» //www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/109812/annot/, «Еще один год» и «Как меня зовут»). Ассортимент запоминающихся мужских ролей в этом году трудно назвать широким: среди возможных призеров Константин Лавроненко (за роль отца в "Как меня зовут"), Артем Быстров (главная роль в «Дураке»), Александр Збруев и Алексей Капитонов (оба сыграли ключевого персонажа в разном возрасте у Михаила Сегала в "Кино про Алексеева»). Могут быть и неожиданности вроде награды Сергею Маковецкому за смешного криминалитета-библеофила Алхана в ленте "Ч/Б" Евгения Шелякина или кому-то из талантливого дуэта Никита Кукушкин - Филипп Авдеев («Класс коррекции"). Скорее всего, основная борьба и пойдет среди перечисленных картин: «Дурак», «Звезда», «Испытание», «До свидания мама», «Кино про Алексеева». Есть шансы и у трио дебютов - «Комбината "Надежда"», «Класса коррекции» и «Как меня зовут».

фильмы

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
драма, социальная драма
Испания, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
криминальный фильм, триллер
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драмеди
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram