Жизнь как чудо
Последние фильмы «Кинотавра», стилистически и жанрово равноудаленные друг от друга на галактические расстояния, имеют тем не менее очевидные тематические рифмы. И в документальном «21 дне», и в стопроцентно зрительском
«Ч/Б», и в завершающем конкурсную программу фильме из ниши "фестивального мейнстрима"
«Звезде» ведется речь о смерти, которая есть часть жизни и даже наиболее значительное ее событие. Мы привыкли к тому, что смерть - это некрасиво, унизительно и страшно. Неизбежность приближающейся смерти - стрессовое знание для человека. Авторы «21 дня» и «Звезды» апеллируют к иной точке зрения и предлагают поразмышлять о смерти, в комедии «Ч/Б» эта тема хоть и не главная, но и в ней есть герои, которые умирают... и продолжают жить.
«Ч/Б», режиссер
Евгений Шелякин
Мистический фельетон о непродуктивности ксенофобии с
Алексеем Чадовым (у которого позавчера, к слову, родился сын) в роли молодого националиста с патриотичной татуировкой «Moscow» на предплечье и
Мерабом Нинидзе в качестве ушлого кавказского жулика, поклонника женщин, денег и легендарной игры «Электроника ИМ-02», в народе более известной как «Ну, погоди» или попросту «Волк ловит яйца». Ярослав и Нурик одновременно решают вломиться к совсем уж нечистому на руку библиофилу со звучным именем Алхан (
Сергей Маковецкий), который любит цитировать высказывание мудрых, витьевато изъясняться и коллекционировать вещи классиков (сейф Гоголя, бабочка Набокова, нож Байрона). Вместо карательной операции случается потасовка по национальному признаку, Нурик отправляется на тот свет, а Ярослав обзаводится ангелом-хранителем с тем акцентом, который он на дух не переносит. Режиссерский дебют Евгения Шелякина, сценариста сериалов
«Афромосквич» и
«Счастливы вместе», в легкой и доступной форме объясняет, что не бывает плохих наций, а бывают плохие люди.
На пути интернационального дуэта попадаются яркие карикатурные герои, которые доводят до абсурда добрую половину стереотипов о полиции, старушках и бандитах. Не обошлось и без шуток про президента: работница занюханного отеля для скоропостижного проведения досуга спрашивает у экс-любовника по телефону
«Вова, какой Селигер?», а мент-философ, который делит людей на полицейских и бандитов, долго думает, к какой категории отнести главу государства.
«Звезда», режиссер
Анна Меликян
После семилетнего перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка, режиссер
«Русалки» Анна Меликян вновь сняла полнометражный фильм - про болезненное и радостное пересечение нескольких жизней: девушки (
Тинатин Далакишвили), которая не умеет петь, не умеет играть и даже плавать, но мечтает стать актрисой; юноши (
Павел Табаков), который живет в роскошном доме богатого отца (
Андрей Смоляков), но зачем-то подрабатывает в клубе, прикидывается вором и ищет понимания у чересчур эгоцентричных людей; женщины (
Северия Янушаускайте), которая крутит роман с влиятельным и не очень здоровым мужчиной (Смоляков), не уживается с его сыном (Табаков), хочет забеременеть, но не может, а также выстраивает жизнь как сверх-успешный бизнес-план. Их отношения на грани палпа и балагана кружатся в жизнелюбивой пляске одиночества, непонятости, амбициозности и страха смерти.
Снятая оператором
Алишером Хамидходжаевым, лента Меликян напоминает то видео-дневник, то запись с Youtube, то сочный клип с сюжетом, балансирующим на грани комедии и трагедии (с антигероем в качестве локомотива). Финал расставляет все на свои места: «Звезда»- это леденец с начинкой, рассосав сладкую оболочку которого ощущаешь горький, кислый и вышибающий из седла вкус жизни, которая стоит того, чтобы вспыхнуть на небосклоне в окружении миллиарда себе подобных.
«21 день», режиссер
Тамара Дондурей
Тонкое и жизнеутверждающее документальное кино о пациентах Первого московского хосписа, снятое с максимальным приближением к реальности и минималистскими художественными средствами. В кадре несколько пожилых героев, проживающих в хосписе 21 отведенный им день, все они люди, с интересом воспринимающие каждую минуту своей жизни.
Режиссер картины Тамара Дондурей, критик по образованию - ученица школы
Марины Разбежкиной, это ее первая работа. Марина Александровна ставила перед студентами задачу - освоить неизвестные городскому человеку лакуны, переместиться из молодежной в другие среды жизни. «Было важно, чтобы они почувствовали состояние людей, приближающихся к этому пределу», - говорит Марина Разбежкина. Тамаре Дондурей удалось не только подружиться со своими героями и стать членом семьи Хосписа, но и снять настоящее, тонкое кино, рассказывающее не о смерти, а о жизни.
Фильм представляли не только автор Тамара Дондурей, но и представители Хосписа, а также соучредитель фонда "Вера" актриса
Татьяна Друбич.
Благотворительность - одна из тем нынешнего Кинотавра и название одной из внеконкурсных программ, напрямую связанной с благотворительными аукционами Action!, которые третий год проводятся по инициативе Светланы Бондарчук. Все участники акции - известные актеры и режиссеры - бесплатно снимают короткометражные фильмы, которые и являются лотами на аукционе. Собранные деньги перечисляют фондам «Созидание», «Подари жизнь», «Планета мира» и другим. В этом году «Кинотавр» решил показать подборку фильмов из частной коллекции, чтобы продемонстрировать: авторское кино способно не только брать деньги, но и наоборот - помогать средствами нуждающимся.
В предложенной подборке оказались клипы (
«Во мне» Ренаты Литвиновой), авторские комментарии к предыдущим работам (
«Тем летом» Алексея Попогребского), мини-новеллы (
«Пять комментов. Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова). Однако в основном это законченные работы, снятые известными режиссерами в формате лирических эссе («Онега»
Николая Хамерики), диалогов (
«Про любовь» Анны Меликян,
«Саша» и
«Плов» Федора Бондарчука) или монологов (
«Исповедник» Ивана Вырыпаева). Помимо благотворительных функций, проект важен для индустрии кино в целом - мы наблюдаем, что в жанре короткометражного кино работают не только молодые, начинающие авторы, а что в него возвращаются давно сложившиеся профессионалы. Так, режиссер
Владимир Хотиненко, о пятиминутном лирическом фильме «Кузнечик», сказал, что это, наверное, самая важная работа в его жизни.
Итоги и прогнозы
Фаворитами зрительского голосования стали
«Дурак» Юрия Быкова,
«Класс коррекции» Ивана И. Твердовского и «Звезда» Анны Меликян. Соответственно, первый получит Приз зрительских симпатий, а вторая и третья ленты имеют все шансы на призы жюри или критики, если мнения экспертов и зрителей в этом году совпали. Среди других вероятных триумфаторов сегодняшнего вечера -
«Испытание» Александра Котта (и оператор, и композитор, и режиссер могут претендовать на соответствующие награды),
«До свидания мама» Светланы Проскуриной (вновь режиссура и главная женская роль -
Александра Ребенок), а также Любовь Мульменко могут удостоить приза за сценарий (она причастна к целым трем -
«Комбинату "Надежда"» //www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/109812/annot/, «Еще один год» и «Как меня зовут»). Ассортимент запоминающихся мужских ролей в этом году трудно назвать широким: среди возможных призеров Константин Лавроненко (за роль отца в "Как меня зовут"), Артем Быстров (главная роль в «Дураке»), Александр Збруев и Алексей Капитонов (оба сыграли ключевого персонажа в разном возрасте у Михаила Сегала в "Кино про Алексеева»). Могут быть и неожиданности вроде награды Сергею Маковецкому за смешного криминалитета-библеофила Алхана в ленте "Ч/Б" Евгения Шелякина или кому-то из талантливого дуэта Никита Кукушкин - Филипп Авдеев («Класс коррекции"). Скорее всего, основная борьба и пойдет среди перечисленных картин: «Дурак», «Звезда», «Испытание», «До свидания мама», «Кино про Алексеева». Есть шансы и у трио дебютов - «Комбината "Надежда"», «Класса коррекции» и «Как меня зовут».
обсуждение >>