На пресс-конференции в Москве программный директор Кинотавра Ситора Алиева и его президент Александр Роднянский объявили программу фестиваля.
Шаткое здоровье отечественного кинематографа заставляет ежегодно волноваться о судьбе сочинского кинофорума, но и в этом году вести были добрые. Роднянскому удалось привлечь мощного инвестора –
Фонд Содействия Развитию Современному искусству RUARTS, который принял участие в финансировании Кинотавра наряду с Министерством Культуры. Фестиваль снова состоится, и снова в тех же локациях - гостиница Жемчужина и Зимний театр в Сочи. Отборщики тоже напрасно волновались, что будет мало заявок: четырнадцать фильмов основного конкурса отобрано из 81 заявки, 20 короткометражек для конкурса короткого метра - из более 400 присланных.
Правда, Ситора Алиева сетовала на большое количество любительских картин, которые отличаются высокими амбициями авторов и отсутствием творческого осмысления реальности. Она беспокоилась, что в следующем году таких заявок, в связи с сокращениями финансирования кино в Минкульте, станет только больше и призывала любителей
«не рваться в Сочи со своими иногда трогательными, порой очаровательными, а часто, увы, беспомощными творениями».
Основной конкурс. Дебютанты
Тем не менее, в основном конкурсе Кинотавра ровно половина участников – дебютанты, что, правда, не означает «новички в кино». Так, например,
Михаил Местецкий, уже имеющий
«Золотого орла» за сценарий
«Легенды № 17» и два приза Кинотавра за короткий метр, представит первый полнометражный фильм
«Тряпичный союз», в котором забавно переплетаются советские и сегодняшние мифы, на которых строится наша жизнь.
Денис Родимин, также известный сценарист (
«Бумер»,
«Духлесс») и условный дебютант (по регламенту телевизионные картины не считаются кинодебютами), покажет экотриллер, мистическое роад-муви
«Гость», в котором он создал мир, совершенно ему не свойственный.
Еще один дебютант этого года –
Элла Манжеева с фильмом
«Чайки». Проект два года назад победил на питчинге Кинотавра, благодаря отличной защите опытного продюсера
Елены Гликман, а недавно готовый фильм
был показан на Берлинском фестивале. Критики говорят о нем как о безупречном этнографическом кино.
Другая картина, мировая премьера которой прошла на Берлинале, -
«Пионеры-герои», производство студии
Сергея Сельянова СТВ и мастерской
«Сеанс», режиссер
Наталья Кудряшова. Этот фильм тоже победил на питчинге, но уже во Франции и получил французского инвестора. Мифы советского детства поколения 30-летних неожиданно заинтересовали Европу, после Берлинского фестиваля фильм был куплен в многие страны.
И еще одна картина компании СТВ, мощно поддерживающей дебютантов, -
«Парень с нашего кладбища» - жанровое кино, мистическая комедия, в которой оживают покойники (возрастной ценз, правда, 6+). Режиссеры
Антон и
Илья Чижиковы.
Сделать жанровое кино попытался и
Андрей Темников в дебюте
«No comment». Это экзотичный для наших палестин политический фильм о терроризме, актуальный, многоязыкий, и потому включенный в программу основного конкурса.
"Котом в мешке" среди дебютантов с натяжкой можно признать разве что 50-летнего
Виктора Демента, ранее работавший на документальных картинах и немного на ТВ-сериалах. Его фильм
«Находка» - атмосферная драма про человека, который остался один на один сам с собой в таежном лесу.
Основной конкурс. Профессионалы.
Профессиональный состав конкурсантов очень силен. Здесь и долгожданные
«Ангелы революции» Алексея Федорченко, открывающие неизвестную часть нашей истории, и
«Страна Оз» Василия Сигарева – давно обещанная комедия про русский Новый год, и выдающие фильмы второй год подряд
Александр Котт (история слепого человека
«Инсайд» и
Анна Меликян (комедийный альманах
«Про любовь»). В конкурсе отобран и выпавший из виду
Иван Вырыпаев с новым фильмом
«Спасение» на польском языке, и
Андрей Зайцев с картиной
«14+», о которой все российские критики (
в том числе и мы) уже писали только хорошее. Последний конкурсный фильм -
«Синдром петрушки» Елены Хазановой, снятый по роману Дины Рубиной, видимо отвечает в программе за мейнстрим - главные роли в нем исполнили
Евгений Миронов и
Чулпан Хаматова.
Вне конкурса
Три важные картины будут показаны вне конкурса. Во-первых, это уникальная и эпохальная
«Родина» Петра Буслова, который лично принял решение отказаться от участия в соревновании, стрессов и ожидания призов.
Остальные два показа связаны дополнительными мастер-классами их создателей.
Бакур Бакурадзе покажет и обсудит с молодыми кинематографистами рабочую версию фильма
«Брат Дэян».
Тимур Бекмамбетов и
Лео Габриадзе проведут мастер-класс и покажут ленту
«Убрать из друзей».
Короткий метр
В коротком метре, как обычно, собраны не столько лучшие работы, сколько демонстрирующие определенный срез, состояние индустрии - дипломные картины, работы профессионалов, внезапные дебютанты: например, фильм
«Настя» Кирилла Плетнева или
«Горизонт» Татьяны Догилевой. Но силы в любом случае не равны, если в списке новая картина
Жоры Крыжовникова. Она оптимистично называется
«После нас хоть потоп» (новелла из фильма «Страна Чудес»).
Жюри
Жюри основного конкурса весьма представительное, его возглавит народный артист России, известный режиссер
Алексей Учитель. В него вошли актеры
Андрей Смоляков и
Олеся Судзиловская, оператор
Юрий Клименко, сценарист Николай Куликов, продюсер
Наталья Мокрицкая, критик
Петр Шепотинник, а также дистрибутор, руководитель компании «Каро»
Алексей Рязанцев. Это первый год, когда в основное жюри приглашен прокатчик, и этот факт, по мнению Александра Роднянского будет способствовать сближению участников индустрии друг с другом.
В жюри конкурса короткого метра режиссер «Класса коррекции»
Иван И. Твердовский, актриса
Агния Кузнецова, критик
Иван Кудрявцев и председатель жюри продюсер
Игорь Толстунов.
Фильмы открытия и закрытия
Фестиваль откроется фильмом
Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Фильм закрытия –
«Зеленая карета» Олега Асадулина. Именно для этого фильма на церемонии открытия прошлого Кинотавра снимался эпизод, во время которого
Андрей Мерзликин (а точнее его герой) выходил на сцену получать приз, а зал, не ведая, что происходит, снялся в качестве массовки.
Для оформления 26-ого Кинотавра использованы конверты и марки. Это очень символично, - мы ждем от фестиваля актуальных, содержательных посланий и, конечно, собираемся отвечать на письма.
Фестиваль пройдет с
7 по 15 июня.
обсуждение >>