Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Разбирая документальный фильм Теренса Дейвиса, я впервые отойду от привычной формы рецензии и поиска объективной истины и скачусь до субъективного, и всех вытекающих отсюда последствий. Тому есть свои причины: не то чтобы весомые, но достаточно ясно выраженные. Так или иначе, критика фильма «Время и город», по большому счету, сведется к парочке пунктов, вроде «к концу провисает», и «автор совершенно явно и открыто обвиняет современность, отчего, мягко говоря, становится не по себе». Хотя и то и другое, безусловно, будет описано ниже.
В разговоре о любом продукте визуального искусства, в какой бы то ни было мере (а в отношении «Времени и города» эта мера чуть ли не высшая) претендующем на философское значение и символизм, есть два одинаково удобных и, с другой стороны, неправильных подхода понимания всего происходящего. И все дело тут в пресловутых и знакомых каждому школьнику, «автор хотел сказать» и «автор хотел показать». Оба подхода приводят, в общем-то, к одинаково очевидному и прискорбному выводу – мы понятия не имеем, и не будет иметь, пока сам автор не появится и не объяснит, что конкретно и зачем он хотел показать. В этом смысле мне повезло несказанно больше, чем ученикам средней школы, так как Дейвис может появиться и объяснить, что к чему, а вот объекты их анализов появятся вряд ли, хотя бы потому что они мертвы.
Так вот. Первый путь – путь обожествления автора, признания его (автора) мыслителем и духовным гуру, а соответственно - путь анализа каждого образа, каждого кадра, каждой маломальской детали. Второй – более простой, и, по правде говоря, более правдивый и надежный – путь анализа полотна в целом, упуская возможно важные детали. В силу того, что «Время и город» - это полутрочасовое полотнище с совершенно точно обозначенным философским и «выживенческим» мотивом – здесь подойдет второй путь, более краткий и верный в данном случае.
Подвергать детальному разбору каждый кадр не стоит, в какой-то мере это даже опасно, так как Дэйвис с самого начала задает высокую планку символики, настолько высокую, через какую может перемахнуть разве что сам Дэйвис. Дискуссия, которую повествователь ведет с богом с самых первых кадров – это если не личная обида, то явно не урок, как возможно это замышлялось. Повествователь, кажется, дурной учитель - и вот в чем тут дело. Несмотря на интонацию, в которой есть что-то от старца-мудреца, рассказчик не предлагает ничего взамен своей все порицающей речи. Будто отвергая бога или современное время, он заключает, что мир не будет прежним, его родной город через 50 лет – это полное говно, а люди разучились радоваться мелочам – и все это навсегда. Выхода нет – вы, те, кто родились после войны, никогда не поймете мир – ну и так далее. Все эти в целом понятные и верные размышления, в целом, скорее напоминают не душевные терзания человека старой закалки и старого мира (см. Закадровый монолог Томми Ли Джонса в «Старикам здесь не место»), а сварливые псевдофилософкие дебаты бабушек у подъездов, скорее жалующихся, чем полемизирующих. Проблема в том, что Дэйвис развернул проблему переживаний детства и ностальгии по нему же в такой ракурс, что становится неудобно. Мир был молодым, не когда мы были детьми, а когда были 50-ые. Вот основной тезис и тезис, мягко говоря, не выдерживающий никакой критики.
«Время и город» - картина, в которой нет человека. А есть только вынесенные в названия объекты, а тут, как ни крути, налицо обман, так как пространство и время функционируют только в купе с человеком. Что-то вроде «то, что у меня за спиной – того не существует». Такой эгоцентричный и средневековый подход является единственно верным в данной ситуации, и Теренс Девис почему-то забывает об этом.
Признанный британский мастер документалистики снял, возможно, самый личный и самый автобиографичный фильм, отчего, в целом, судить и критиковать его совершенно бессмысленно. Ну, думает он так, а не иначе, ну да Beatles говно, классика лучше, бога не существует, любой город превратился в пародию на самого себя. И так далее. С подобными вещами лучше не спорить. Как пели все те же мерсисайцы: пускай будет так.

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2024
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2025
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен