Два года назад я писал про один из фильмов
Станислава Говорухина, которому удалось попасть на большой экран. Фильм назывался
«Артистка», и он нес на себе неизгладимый отпечаток «советского» кино.
Тогда же, на пресс-конференции
«Артистки»,
Станислав Сергеевич впервые поведал о своем новом «чаде» – экранизации рассказа
Константина Станюковича «Пассажирка». Но до зрителя эта картина, завершенная еще год назад, дошла только сейчас. И каждому, пожалуй, стоит ее увидеть, чтобы воскресить в памяти понятие «старое доброе кино».
Говорухин снимает для тех зрителей, что остались душой в советском периоде нашей истории, о чем неоднократно любит повторять. Мало того, он снимает по старинке, без использования каких-либо цифровых технологий, вживую, на радующей глаз натуре. Если деревня, то настоящая. Если океан, то взаправду, а не смоделированный, как в
«Науке сна». И актеры сплошь талантливые и проверенные временем. Молодые же лица появляются лишь для фона, оттеняя опыт и мудрость.
«Пассажирка» соответствует всем стандартам
«говорухинского» фильма. За исключением, разве что, актерского состава, в котором немало молодежи. Речь не о главной женской роли – режиссер уже не первый раз открывает для большого кинематографа красавицу с «русской статью» (вспомним хотя бы
«Благословите женщину» и
Ходченкову). Речь, прежде всего, о команде военного судна «Смелый», в которой, разумеется, сплошь красавцы да умельцы.
Не ново для
Говорухина и обращение к морской тематике. Еще в 1968 году он снял
«День ангела», где действие происходило на пароходе. Затем были
«Контрабанда»,
«Ветер «Надежды»» и, конечно же,
«В поисках капитана Гранта». Поэтому-то все нюансы кругосветного плавания, быт моряков, детали корабля смотрятся без фальши. Да и лирическая музыка
Рыбникова постоянно отсылает нас к морской тематике и знаменитой мелодии
Дунаевского из
«Детей капитана Гранта». Во всем этом чувствуется трепетное отношение режиссера к автору многих рассказов о «тружениках моря».
Что касается самой
истории, взятой за основу, то она немного странновата для современного зрителя и читателя. Сейчас уже и не найдется таких отношений и людей. Все стало намного проще и пошлее, люди не задумываются о своих поступках, а «высококультурными» уже могут считать тех, кто прожил без тусовок, с книгой в руке и с одним партнером хотя бы полгода. Поэтому мало кто поймет, кто такая
«мраморная вдова» и почему у нее такие строгие принципы. Чтобы плыть столько времени на военном корабле в окружении статных молодцев и ни с кем ни разу… Да вы что? Разве такое возможно? И, тем не менее, были времена и нравы почище нашего…
Говорухину удается вытащить из наших актеров неизведанное. Например, многим запомнится этот необычный капитан, сыгранный
Виктором Сухоруковым. А каков
Марат Башаров в роли матроса-бабника, приударившего за
гувернанткой Веры Сергеевны. Как он органично смотрится на фоне девятнадцатого века! Поражает умудренный долгими странствиями старший штурман в исполнении
Сергея Никоненко. Именно он пророчески предупредил молодых офицеров, что взбаламутит команду появление
пассажирки на корабле. К месту пришлась
Ирина Пегова, разочаровавшая нас в
«Возвращении мушкетеров». Вызывает улыбку
Петр Зайченко в роли боцмана-матерщинника. Хороши также
Мадянов,
Добронравов и
Баталов, но их до обидного мало. Ну и, конечно же, цепляют главные герои в исполнении
Горшковой и
Корякова, но, мне кажется, их функции и задачи достаточно просты.
Анна, в основном, дефилировала по палубе, а
Алексей старательно играл возбужденного юнца. Хотя… Им, по большому счету, и не требовалось больше ничего, ведь суть истории отражалась в репликах старших коллег…
Фильм получился очень ровным и без запинки. Красота поступков сменялась поражающими душу пейзажами, низменные желания чередовались пасмурной погодой. Стоит отметить в этом случае не только блестящую работу операторов, но и филигранную
художественную сторону картины. Сколько было вложено труда в декорации, костюмы, детали быта, это даже невозможно себе представить. Поэтому лучше сходить самим на это зрелище. Неважно, сколько вам лет – красота вне возраста и опыта. Достаточно увидеть профиль
Веры Сергеевны и присоединиться к сонму ее поклонников, как, впрочем, и самой картины…
обсуждение >>