Стойкий американский солдатик
Крис Кайл был настоящим американским героем, патриотом с большой буквы и самым смертоносным снайпером в истории США. Он спас множество однополчан в Ираке, совершив туда в общей сложности четыре тура. В 2013 году, вскоре после возвращения домой, Кайл был убит таким же американским ветераном, как и он сам, прямо на стрельбище. Безусловно, его жизнеописание тут же настраивает на патриотический лад, и пафосного тона тут никак не избежать. Другое дело, что кроме грохочущего пафоса, в фильме должна быть хоть бы и крохотная ложка дёгтя, тем более, что талантливый, но неровный режиссер
Клинт Иствуд заверяет, что снял свою самую антивоенную картину. Видимо, антимилитаристский посыл за время работы успел куда-то выветриться, так что
«Снайпера» можно скорее описать фразой из комедии
«Горячие головы-2»:
«Война – это фантастика!»
Правда, режиссер не прогадал с кастингом: заматеревший
Брэдли Купер вышел за рамки привычного амплуа и идеально вписался в образ простоватого здоровяка из Техаса, наездника на родео и лучшего стрелка во всей Америке. Также нельзя сказать, что Иствуд плохо снял боевые сцены, а в самых удачных эпизодах становится очевидно, что он кое-чему подучился у
Кэтрин Бигелоу. Вот только в её
«Повелителе бури», несмотря на придуманного героя и несколько дутую мораль в финале, не было такого количества стереотипов, клише и условностей. В «Снайпере» герой вроде бы настоящий, более того - фильм снимали по книге самого Кайла, но психологизма в нем не больше, чем в заводной игрушке или стойком оловянном солдатике.
За переживания у Иствуда отвечают утомительные - кажется, и для самого режиссера - диалоги Кайла-Купера с женой (
Сиенна Миллер) на постылой гражданке, между «командировками».
«Даже когда ты дома, тебя дома нет!» - кричит жена, пока Купер, а заодно и зритель, ждет очередного кадра, снятого через оптический прицел. Очевидно, что и самому Иствуду интересней показывать дуэль Кайла со снайпером-террористом, чем мелодраматические жизненные перипетии. Чего уж греха таить, если бы не насилие в кадре, «Снайпер» вполне бы смотрелся как телевизионное кино средней руки.
Единственное, что заставляет несколько иначе взглянуть на «ура»-патриотический запал картины, – нелепая смерть главного героя, не дождавшегося её выхода на экран. Наверное, поэтому перечеркнувший его жизнь выстрел в фильме так и не прозвучал, и это тот случай, когда убийство одного ветерана, вернувшегося домой с «иракским синдромом», другим таким же ветераном расставляет точки и ударения над всеми нужными буквами лучше, чем развивающиеся в финале американские флаги. Вот только кажется, что к режиссуре эта трагическая случайность не имеет большого отношения.
«Снайпер» в прокате с
5 марта.
обсуждение >>