Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на фильмы >>

Шекспировская трагедия фаталиста, семьи и старого времени

«Макбет»: Нет вестей от тана

К туману над шотландскими горами и равнинами примешивается черный дымок: Макбет (Майкл Фассбендер) с женой (Марион Котийяр) кремируют дочь (по древнему обычаю - с камнями на глазах). Не дав слезам не то что обсохнуть, а даже проступить, горн зовет полководца в самое пекло - на поединок с «яростным Макдональдом» и его наемниками, взбунтовавшимися против славного шотландского короля Дункана (Дэвид Тьюлис). В пылу сражения Макбет видит трех женщин, подле которых стоит его дочь, а после три «ведьмы» пророчат ему и Банко (Пэдди Консидайн) карьерный рост: первый станет таном Гламисским, Кавдорским, а потом и королем, второму достанется почетная роль «пращура королей». Узнав о пророчестве, набожная леди Макбет, проводящая все свободное время в деревянной церквушке, подговаривает мужа ускорить восхождение на трон, тем более добросердечный и уже не молодой Дункан собственной персоной едет к ним, чтобы закатить пир в честь победы над предателем. Внушаемый вояка, как известно, уступает уговорам, совершает страшное и, оказавшись на троне, сходит с ума от власти и раскаяния.

«Макбет»: Нет вестей от тана

Написанная пять веков назад трагедия Шекспира в руках австралийца Джастина Курзеля, покинув взбороненную тропу истории про жажду власти и возмездие, перетекла в плоскость психологического размышления о семейном горе и фатуме. Трио сценаристов Луизо-Лессли-Коскофф находят трещину в здравомыслии честного вояки Макбета задолго до злополучной ночи длинных ножей - в гибели дочери, о которой у Шекспира не говорится ни слова (а многочисленные фигуры наследников шотландской элиты в пьесе умышленно подчеркивают этот фрустрирующий читателя вакуум в отношениях четы Макбет). Курзель, заявивший о себе драмой про самого известного убийцу Австралии «Снежный город», в «Макбете» продолжает вписывать психологизм в завораживающий видеоряд, где каждый второй кадр просится в галерею. Оператор-виртуоз Адам Аркпоу, уже работавший с режиссером, а также на сериалах «Вершина озера» и «Настоящий детектив» (первый сезон), под музыку Джеда Курзеля демонстрирует и бронебойную красоту здешних мест, и придает эпический размах каждому поединку и диалогу.

«Макбет»: Нет вестей от тана

В крупной форме методы австралийского постановщика напоминают амальгаму почерков Андреа Арнольд, также решившей снимать «Грозовой перевал» красиво и аутентично, и Стива МакКуина, чьи фильмы через кадр грозятся стать самодостаточным видео-артом, а главное оружие - готовый на любые эксперименты Майкл Фассбендер, который ради роли сначала худел, потом расхаживал голышом. Курзель от неистового британца с немецко-ирландскими корнями потребовал чуть меньше: всего лишь (sic!) безумия, что для арсенала Фассбендера не самый сложный трюк. Вообще весь актерский ансамбль «Макбета» не дает осечек (пускай ярко выраженный шотландский акцент позволяет себе лишь Шон Харрис в роли Макдуфа), как и завораживающий видеоряд, вводящий зрителя в транс (или анабиоз скуки).

«Макбет»: Нет вестей от тана

«Макбет» хорош в каждом отдельном компоненте, но чуть-чуть скрежещет при соединении частей: между актерами и зрителем - стена тумана, как бы ни старался пропустить через эту пелену музыкальный нерв Джед Курзель. Сцены в слоу-мо, когда будущий король видит трех женщин, декламируют, что суета сует - и даже высокая человеческая трагедия похожа на мельтешение. В сущности, все закономерно: Макбет - фаталист и язычник на фоне надвигающегося бирнамским лесом нового времени - обречен на поражение, хотя бы потому, что может испачкать руки в крови по велению высших сил, но также по доброй воле он отдаст и свою жизнь, если то предначертано.

«Макбет»: Нет вестей от тана

Как ни меняй слова в этой формулировке, получится «Макбет» - одна из лучших шекспировских пьес, которой более-менее везло с экранизациями и постановками. Работа Курзеля - еще один, не самый незаметный, фрагмент в памятнике полумифическому Великому Барду и уверенная заявка на яркую карьеру: впечатленный Фассбендер заманил австралийца снимать экранизацию игры «Кредо убийцы» с собой в главной роли. И после постановки Шекспира нет сомнений, что как минимум это будет красиво.

«Макбет» в прокате с 26 ноября.


фильмы

Афиша кино >>

боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
мелодрама
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
комедия, приключения
Испания, 2022
боевик, детектив, криминальный фильм, триллер
Южная Корея, 2024
триллер
Австралия, Ирландия, США, 2024
военный фильм, драма, мистика
Россия, 2025
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2004
боевик, триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, триллер
США, 2023
драма, мелодрама
Нидерланды, 2025
детский фильм, драма, приключения, семейное кино
Канада, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram