Одри Тоту, Мелани Лоран и Беренис Бежо скорбят по родным
Конец XIX века. Красивая француженка Валентина (
Одри Тоту) выходит замуж, обильно рожает детей (два сына, три дочери), а потом начинается война, которая забирает и мужа, и сына. Второй сын (
Жереми Ренье) женится на Матильде (
Мелани Лоран), они влюбились еще в детстве - и вот закономерный союз. У них тоже рождается много детей (еще больше, чем у матери и свекрови). Остальные герои семейного древа, если не уходят в монастырь или на войну, при трагических обстоятельствах умирают. Впрочем, многодетных родителей ждет та же участь, а Валентина обречена наблюдать за муками детей и внуков.
«
Вечность» - новая лента Ань Хунг Чана, французского режиссера вьетнамского происхождения, постановщика «
Норвежского леса» и «
Я прихожу с дождем». Взяв за основу роман
Алисы Ферней с говорящим названием «
Элегантность вдов», он снял двухчасовую мелодраму о том, что счастье неизменно сменяется печалью, жизнь смертью, а дети - главное и, возможно, единственное утешение (картину Чан посвятил двум своим чадам). Для разыгрывания свинцовых трюизмов режиссер не только позвал на роли полу-статистов ведущих французских актрис (Тоту, Лоран,
Бежо,
Жакоб) и любимчика
братьев Дарденн Жереми Ренье, но и решил продемонстрировать человеческие страдания с точки зрения вечности: в течение столетия три героини (Бежо играет подругу героини Лоран) теряют детей и прочих родственников с такой скоростью, что «
Игре престолов» и не снилось.
Тут и зарыт неучтенный Чаном парадокс: с точки зрения вечности все человеческие слезы, любая вереница смертей и галерея личных трагедий - ничто, песчинка в Сахаре, капля в Мировом океане, кадрик в истории кинематографа. Игнорируя это обстоятельство, режиссер вдавливает все манипуляторские педали в пол. Размеренное течение жизни усугубляется не весть откуда взявшимся рапидом, а редкие диалоги вынуждены прорываться сквозь поток закадрового текста (его читает супруга Чана - Ну Йен Кхе Чан, и в иных сценах это пересказ диалога, который беззвучно происходит на экране прямо сейчас). Наконец, фортепиано рыдает классическими мелодиями с такой частотой, будто Валентина и её семейство ходят по клавишам, а звучащий рефреном плач заменяет в режиссерской аранжировке сильную долю.
Все плачут, звучит печальная музыка, героиня рассказывает, что происходит на экране, - иногда даже те подробности, которые ни на что в фильме не влияют или даже противоречат видеоряду. Не сто лет одиночества, а книжка с картинками, образцовое sentimental porn в духе недавнего «
Света в океане», только с номинальным сюжетом: все преходяще, все умрут, дети - единственный шанс показать фигу небытию. Вот, кстати, они бегут в современном Париже. Запредельную сентиментальность новой ленты Чана, возможно, объясняет пятидесятилетие режиссера, случившееся между достаточно мелодраматичным «Норвежским лесом» (2010) и «Вечностью». Только топорность приёмов и нарочитую красоту, напоминающих о прекраснодушных работах студентов киношкол (Чан, к слову, отучился на оператора), это вряд ли искупает.
«
Вечность» в прокате с
24 ноября.
обсуждение >>