Красота российского севера в экранизации советского бестселлера
Роман геолога и писателя
Олега Куваева «Территория» был издан в 1975-м, в год смерти автора. Книга тут же заработала армию поклонников. «Территорию» перевели на несколько иностранных языков, отметили рядом госпремий, а также экранизировали — снятая по мотивам романа и основанная на сценарии самого Куваева
лента вышла в 1978-м, главную роль в ней исполнил
Банионис. А чуть позже «Территорию» забыли — не совсем, но особого интереса к ней на протяжении десятков лет никто не проявлял. Некоторые, конечно, установившейся годы назад связи с текстом Куваева не теряли — как, например, режиссер
Александр Мельник. Теперь Мельник решил напомнить о «Территории» сегодняшнему поколению зрителей.
Смотреть онлайн
«Территория» Александра Мельника
Крайний Север, 1960 год (в литературном первоисточнике события разворачиваются чуть раньше, но это не принципиально). На Территории — огромном пространстве, где есть в избытке сопки, тундра и ледяные реки, но практически нет людей — советские геологи ищут полезные ископаемые. Регион вроде бы богат оловом, но государство потеряло интерес к этому металлу, Советскому Союзу теперь требуется золото. Геолог Чинков (
Константин Лавроненко), также известный как Будда, главный человек на Территории, убежден, что золото здесь есть. На это указывают всевозможные знаки, но подчиненные Будды обнаружить драгметалл в достаточных для обоснования дальнейшей деятельности объемах никак не могут. Чинков идет на различные ухищрения и действует против правил, лишь бы не отдавать Территорию, в частности, отправляет на сложнейший одиночный маршрут молодого геолога Баклакова (
Григорий Добрыгин). Последний, впрочем, такому повороту только рад — как и практически все, кто здесь живет, он влюблен в свою работу, а заодно и в Территорию.
Первым делом хочется обратить внимание на забавные нюансы кастинга. Лавроненко, скажем, по указке того же Мельника уже отправлялся на Крайний Север — в предыдущей работе режиссера, ленте
«Новая Земля» 2008 года. Добрыгин работал за полярным кругом в фильме
Попогребского «Как я провел этим летом».
Евгений Цыганов (ему в «Территории» досталась роль геолога с самомнением, «единичного философа», выделяющегося на фоне коллег благодаря невесть откуда взявшемуся оранжевому пуховику) искал золото в Сибири еще десять лет назад, в картине
«Фарт». Любопытная деталь, но в общем-то не важная. Важно в данном проекте другое: Мельник, прочитавший «Территорию» в 20 лет, книгу не просто помнит — он в нее влюблен.
Отсюда и колоссальный хронометраж экранизации (под три часа), и пристальное внимание к второстепенным персонажам, которых тут море, и страницы закадрового текста. Но влюбленность в материал, видимо, заставляет забыть о том, что многие не просто оригинального текста не помнят — они его никогда и не читали. Сценарий же, над которым работал сам Мельник, получился рыхлым и непоследовательным.
Зрителю, не знакомому с романом (или хотя бы экранизацией 1978 года), разобраться в многочисленных сюжетных линиях, порою еще и прерывающихся, будет не очень просто. Хуже того, в обилии сюжетов и персонажей можно разглядеть еще одну влюбленность — влюбленность фильма в самого себя. Другие признаки — педантичный титр в начале чуть ли не каждой сцены, уточняющий расстояние от места событий до Москвы, эффектные круги, которые камера упрямо нарезает над стоящим над обрывом Лавроненко, полный пафоса саундтрек (хочется напомнить, что в ленте 78-го, тоже, в общем-то, неоднозначной, звучала великолепная музыка
Артемьева), да тот же закадровый текст, наконец. Все они будто бы призваны доказать, что перед зрителем — монументальное полотно, большое произведение, а не простая история о людях с героическими характерами, работающих в Заполярье. Цельной истории тут как раз нет, фильм распадается на отдельные анекдоты.
К чему в случае с
«Территорией» не получится предъявить претензий, так это к качеству съемок. Сопки, реки, водопады, льды, волны океана великолепно смотрятся на большом экране. Впечатляющие виды даже, наверно, способны разбудить отдельных зрителей, усыпленных отсутствием сюжета.
В общем, «Территория» - показательный случай. Природа российского севера прекрасна, операторы, способные раскрыть ее красоты, имеются, актеры подобрались хорошие. (Кроме всех вышеупомянутых, можно отметить еще
Ксению Кутепову: актриса отлично смотрится в роли журналистки Сергушовой, приехавшей освещать жизнь геологов, но зачем она в фильме? Нет ответа.) Ресурсы — природные и человеческие - имеются, но распорядились ими так, что становится тоскливо.
"Территория"
обсуждение >>