Л. Дуларидзе: В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ (Советский экран - 1974-№4)
...Самый примечательный фильм Недели — «Саламандра» Алена Таннера. Это история двух друзей, журналиста (актер Жан-Люк Бидо) и писателя (Жан Дени), которые для своего будущего сценария выбрали героиню газетной хроники происшествий. Пьер, журналист, натолкнувшись на заметку о девушке, якобы стрелявшей в своего дядю, но за неимением улик к суду не привлеченной, рассказал об этом случае своему другу Полю.
И вот в то время, как Поль, доверяясь своей писательской фантазии, придумывает биографию, характер, нрав, жизнь героини и считает, что нашел ключ к ее тайне, назвав ее "саламандрой", завороженно идущей в огонь, Пьер ходит по городу в поисках реального прототипа — Роземонды, теряя след и вновь его обнаруживая.
Эти поиски есть приближение к героине. Беседа с дядей, в доме которого с двенадцати лет воспитывалась Роземонда, его ненависть к ней, встречи с хозяевами квартир, где она жила, с теми, с кем она работала,— и всюду негодование, возмущение ею. Наконец, встреча Пьере с нею самой, ее рассказ о себе.
Но его соавтора Пола встреча с настоящей Роэемондой не радует. В ее биографии, в ее характере многое совпадает с придуманным им персонажем, но многое и разрушает вдохновенный вымысел писателя. Как бы желая спасти от разрушения свое здание, Поль рассказывает Роземонде, какой он себе ее рисовал.
Значительность эту хорошо рассказанная, отлично сыгранная и поставленная история приобретает благодаря героине в исполнении французской актрисы Бюлль Ожье. Роземонда беспечна, свободна, постоянно готова к бунту — инстинктивному, лишенному какой-либо программы, привычному для нее и неизбежному. В сущности, это бунт против заведенного филистерского порядка, против необходимости быть бесчувственной машиной. И поэтому ее дядя, гордое и тупое воплощение традиционных ценностей буржуазного общества, выступает как главный ее антипод и враг.
К сожалению, искренний, правдивый том фильма в какой-то мере нарушен финалом, где социально значительная проблема Роземонды вдруг сведена к ее помешательству...
отзывы
...Самый примечательный фильм Недели — «Саламандра» Алена Таннера. Это история двух друзей, журналиста (актер Жан-Люк Бидо) и писателя (Жан Дени), которые для своего будущего сценария выбрали героиню газетной хроники происшествий. Пьер, журналист, натолкнувшись на заметку о девушке, якобы стрелявшей в своего дядю, но за неимением улик к суду не привлеченной, рассказал об этом случае своему другу Полю.
И вот в то время, как Поль, доверяясь своей писательской фантазии, придумывает биографию, характер, нрав, жизнь героини и считает, что нашел ключ к ее тайне, назвав ее "саламандрой", завороженно идущей в огонь, Пьер ходит по городу в поисках реального прототипа — Роземонды, теряя след и вновь его обнаруживая.
Эти поиски есть приближение к героине. Беседа с дядей, в доме которого с двенадцати лет воспитывалась Роземонда, его ненависть к ней, встречи с хозяевами квартир, где она жила, с теми, с кем она работала,— и всюду негодование, возмущение ею. Наконец, встреча Пьере с нею самой, ее рассказ о себе.
Но его соавтора Пола встреча с настоящей Роэемондой не радует. В ее биографии, в ее характере многое совпадает с придуманным им персонажем, но многое и разрушает вдохновенный вымысел писателя. Как бы желая спасти от разрушения свое здание, Поль рассказывает Роземонде, какой он себе ее рисовал.
Значительность эту хорошо рассказанная, отлично сыгранная и поставленная история приобретает благодаря героине в исполнении французской актрисы Бюлль Ожье. Роземонда беспечна, свободна, постоянно готова к бунту — инстинктивному, лишенному какой-либо программы, привычному для нее и неизбежному. В сущности, это бунт против заведенного филистерского порядка, против необходимости быть бесчувственной машиной. И поэтому ее дядя, гордое и тупое воплощение традиционных ценностей буржуазного общества, выступает как главный ее антипод и враг.
К сожалению, искренний, правдивый том фильма в какой-то мере нарушен финалом, где социально значительная проблема Роземонды вдруг сведена к ее помешательству...