Первая чувашская фильма. Фильма чувашского народа. Старики, пришедшие на съемку, рассказывали об обрядах, молениях, обычаях, в которых они участвовали в детстве. По их рассказам ставилась "Сар-Пигэ", приобретшая характер народного кино-сказа.
В этой фильме два действующих лица: Волга и чувашская девушка Зора, слитые, неразрывные. Зора — вольный побег, органическая часть своего народа. Стремясь "к другой жизни", она уходит от народа, и с этим уходом начинается ее драма.
Драма Зоры — драма отрыва от массы, драма личности, стремящейся к другой жизни—несомненно индивидуальная драма. В то же время подобные индивидуальные драмы настолько обычны не только в прошлом, но и сегодня, что они приобретают не случайный индивидуальный интерес.
Драма Зоры, в конце концов, драма Сергея Есенина — человека, ушедшего из Рязанской деревни, не нашедшего правильного пути и затянутого в трясину "Москвы кабацкой".
Конечно, история Зоры — примитивнее, прямолинейнее, но кино всегда требует простых сюжетных линий. В существе же фильмы есть сходство: чувашская девушка Зора стремится к другой жизни. Жизнь проходит дальше мимо Зоры, проходит в своей борьбе, как уходят волны высохшей Волги, чтобы наполниться до краев весенним половодьем.
"Советский экран", 5 февраля 1927 года
обсуждение >>