Анекдот про любовь. Одного спросили,любит ли он помидоры? Он ответил-Кушать люблю,а так-то нет. Помню "Советский экран" со статьёй про фильм. Отзыв положительный. Особенно хорошо сыграла Шенгелая.
О Г. С. Ж. из пр-ния Куприна. И о его...любви. Слово, которым привыкли обозначать все, что угодно. Любят яблоки и картошку. Любовь к яблокам и картошке вызывает желание их с'есть. В чем выражается любовь к человеку? Быть с ним рядом, спать с ним, делать ему что-то хорошее... Так в чем же выражалась любовь товарища Желткова? Большей частью выражалась она в навязчивом желании напоминать о себе женщине, которой не повезло оказаться предметом его любви. Что ему было нужно от Веры? Быть с ней он не мог изначально: разное соц.положение- раз, Вера замужем- два, Вера его не любит- три, жениться он не мог вообще, так же, как князь Мышкин, ибо был болен- четыре. Делать для нее что-то хорошее он тоже не мог- Вера не нуждалась в его услугах. Он, конечно, имел полное право на то, чтобы любить Веру как недоступного кумира, подобно девочкам-подросткам, влюбляющимся в звезд кино, шоу-биза и спорта. Но этого тов. Желткову было мало- он упорно желал присутствовать в жизни Веры Николаевны, замужней княгини, тяготившейся его навязчивостью. Его гнали в дверь- он влезал в окно. Это не любовь. Это эгоизм. И еще какие-то болезненные проявления. И его суицид также свидетельствует в пользу этой версии. Ведь любить Веру Николаевну, покупать билеты в театр, дабы любоваться там на нее, думать о ней ему никто не запрещал, да и не мог запретить. Брат и супруг Веры требовали от него только прекращения втягивания Веры в свои махинации и посылки ей подарков, так как она- замужняя женщина, и со стороны Желткова это было неслыханной наглостью. Тем не менее, он совершает самоубийство. Значит, вопреки своим же собственным словам, одной любви к Вере Николаевне для существования было недостаточно. Несмотря на его"великую любовь" в его жизни зияла пустота, которую он ощущал все сильнее, и, не выдержав этой пустоты, Желтков прервал свою пустую, никчемную, ничем не наполненную жизнь. Но и здесь он сделал все для того, чтобы навесить вину за свой суицид на Веру и ее брата с мужем. Желтков обставляет все таким образом, чтобы Вера обязательно узнала об этом. Зачем? Если ты любишь человека, зачем же навешивать на этого человека подобные испытания? Чтобы что? А чтобы Вера рыдала. Чтобы вбить клин между нею и ее мужем. Чтобы навесить на них вину- ведь они посмели не оценить силу его любви! И- чтобы до конца своих дней Вера не забыла о нем! И она не забудет. Обтяпай он свое самоубийство потихонечку- он исчез бы из памяти Веры. А теперь, когда он самоубился, когда стал"героем самоубийства", Вера и захочет его забыть- да не сможет. Это не любовь. Это- эгоизм и ловкое манипулятивное комбо.
Нечастый случай, когда фильм мне понравился намного больше, чем книга-оригинал. … Фильм же, на мой взгляд, затрагивает не только область человеческих отношений, но и социальные проблемы того времени.
Фразы такого толка – фильм лучше книги - всегда вызывали у меня некоторое недоумение – как можно «улучшить» писателя, в частности, такого, как А.И. Куприн ? Его «Гранатовый браслет» может нравиться или нет, это дело вкуса, но он вполне самодостаточен, и, что важно отметить – практически лишен социальных мотивов. А создатели фильма решили этот «недостаток» компенсировать, введя в сценарий – характерная примета того времени - определенную дозу идеологически-конъюнктурной отсебятины. Слава Богу, что небольшую, и она не испортила этот прекрасный фильм.
В картине использован довольно необычный подход – в действие введены эпизоды с автором повести. Я фильм в такой редакции принял, за исключением второго эпизода ( Куприн с переводчиком ) – он представляется совершенно лишним.
Хотя было бы, конечно, интересно посмотреть фильм и в чисто купринской редакции, и финальную сцену с княгиней Верой Николаевной. Тогда, правда, могла бы возникнуть другая проблема – как в таком случае натянуть картину на полный метр ?
Но применить свою энергию, свои чувства, свои, может быть, таланты, ему совершенно некуда.
Из чего следует, что «проклятый царизм» мешал «лишнему человеку» Желткову применить свою энергию ? О талантах говорить не будем, ни в повести, ни в фильме на это нет ни единого намека. Да если бы эти таланты у Желткова и были, вряд ли бы он тогда замкнул свою жизнь в узких рамках любви к княгине Вере Николаевне.
Он понимает, что не сможет ничего добиться в этой жизни, не сможет стать счастливым и успешным
А разве Желтков стремился к успеху в общеупотребительном смысле этого слова, разве он предпринимал хоть какие-нибудь попытки чего-нибудь добиться в этой жизни ? Нет. И в то же время я не могу отнести его к неудачникам, полагаю, что для Желткова применительно к самому себе такого понятия не существовало, он как бы пребывал в мире иных представлений о жизни и ее целях. В каком-то смысле, он был человеком не от мира сего.
Почему Желтков застрелился ?
В фильме «Из жизни отдыхающих» массовик-затейник Лисюткин выносит вердикт - «.. стреляются люди с нарушенной психикой». Но отнести Желткова к подобным людям я не могу. Он по большей части здраво и разумно рассуждает; да, он совершает глупые поступки ( письма, браслет ), продиктованные любовью, но понимает, в конце концов, их очевидную глупость; его любовь к княгине Вере чиста и светла, он ничего не требует от предмета своей любви, его слова: «Да святится имя Твое» пробирают душу.
Но вот перед ним воздвигают барьер, пытаясь наглухо отгородить Желткова от княгини Веры, и здесь выясняется, что просто любить, полностью замолчав, он не способен, ему обязательно, жизненно необходимо, чтобы что-то подпитывало его любовь, чтобы «свеча любви» горела.
Кстати этот момент в книге и в фильме трактуется несколько по-разному. В книге Желтков говорит: «Заключить меня в тюрьму ? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании». Т. е. ему мало просто молча любить предмет своей любви, ему обязательно нужно, чтобы княгиня Вера знала о том, что он есть и он ее любит. Звучит несколько вызывающе и чувствуются какие-то приглушенные истерические нотки. В фильме же Желтков ведет себя более спокойно – очевидно в связи с режиссерской трактовкой образа – и просто говорит, что и в тюрьме будет любить княгиню Веру.
Пропадает ли смысл жизни человека, если его «свеча любви» погасла ? Для кого-то возможно и нет, но для Желткова с его натурой, в которой, имхо, есть что-то болезненно-нервное, в которой присутствует сильно выраженный элемент экзальтации, это именно так. Его личное пространство крайне скудно, ограничено, и поэтому он воспринимает «потерю» своего идеала как настоящую трагедию, в полном соответствии со словами генерала Аносова - «Любовь должна быть трагедией».
Присоединяюсь ко всем словам восхищения в адрес Ариадны Шенгелая. Когда она на пролетке ехала к Желткову, я сразу вспомнил «Неизвестную» Крамского. Время уходит, а Вера Николаевна А. Шенгелая остается.
Сам фильм не смотрел. Но в журнале о нём была хорошая статья. Кино похвалили. Журнал этот-"Советский экран".
Довелось только прочитать первоисточник. Он очень понравился.
Романтик Куприн в своих произведениях нередко описывал нестандартные любовные пары с нестандартными же отношениями, психически больной Желтков- один из них(Внимание! Рассуждаю о Желткове из повести!). Его чувства каждый может трактовать и называть как ему угодно, я же, как и подавляющее большинство других людей, склонна думать, что сей персонаж глубоко болен психически, возможно- и физически, и это не говоря о том, что сей персонаж- крайне ограниченный, пустой и неинтересный человек. Достаточно прочитать его рассуждансы о самом себе. Человек признается, что его не интересует в этой жизни ничего. Даже представить страшно пустоту, царящую в его голове, душе и жизни. А, так как любой человек создан таким образом, что пустоту в себе инстинктивно пытается заполнить, Желтков заполнил ее образом незнакомой девушки, которую случайно увидел в театре. Конечно, это его право. Но данный лузер, даже не попытавшийся ничего изменить в своей жизни, дабы стать достойным предмета своей страсти, еще и посмел докучать уже замужней женщине своими пафосными письмами, вызывающим в ней лишь неприязнь, подарками и преследованием. Даже в тюрьме, заявил он, я найду способ сообщить ей о себе! Вот так! Зачем? Зачем докучать человеку, который тяготится твоим вниманием? Зачем компрометировать замужнюю даму? От пустоты, сжиравшей его. Если молодой мужик не интересуется НИЧЕМ, если он не пытается стать ни нужным человеком в обществе, ни достигнуть высот в каком-либо деле, ни найти свое место в жизни, то нет ничего удивительного в том, что единственным его смыслом в его пустой и унылой жизни стало преследование незнакомой замужней женщины. Я перечитала повесть. После прочтения испытала те же самые чувства- брезгливую жалость к человеку, так глупо распорядившегося своей жизнью и бесславно ее окончившем. Впрочем, если учесть, что человек элементарно нездоров, то на первое место выйдет сочувствие. Лабильная психика, склонность к депрессиям, чередующиеся смены настроения, беспорядочные действия, совершаемые им- беспокойные руки, то что-то теребящие, то пощипывающие волосы и тд...- все это указывает на наличие псих.расстройства. Нужна ли была Вера Николаевна Желткову? На мой взгляд, ему был нужен хороший доктор. Что бы делал Желтков с Верой? Способен ли он был на семейную жизнь? Нет. И еще. Любящий человек не достает того, кого любит. И не делает все для того, чтобы навесить вину за свой глупый суицид на любимого человека. Он таки втянул Веру в свой нездоровый мир, чего и добивался. К счастью, у Веры крепкая психика, здоровая голова и замечательный муж. Справится.
Любовь бывает разная. У каждого своя. Упрекать Желткова в том, что он любит как то неправильно, как то не так - глупо. А как оно правильно? Тем более, что он ничего и не требовал. Некоторые, например, выходят замуж, обещают любить д гроба, быть вместе в горе и в радости. А потом, разведясь, называют эту свою вторую половинку - грязным животным. А то же ведь, в общем то, была любовь. А Желтков, в этой своей странной, чудаковатой, по юношески возвышенной любви - беззащитен, трогателен и в общем то прекрасен.
(Кстати, очень красивый постер (плакат). Княгиня Шеина здесь, в этом своём роскошном платье и огромной шляпе, идеальна как графин. Как фарфоровая статуэтка. Очень красиво. )
Валерий, дело в том, что фильм и повесть- две весьма большие разницы. Я согласна с почитателями фильма и образа, созданного Игорем Озеровым- в его исполнении Желтков действительно получился милым, утонченным, скромным молодым человеком, беззаветно влюбленным в красавицу- княгиню. Фильм романтичен и изыскан. Но Желтков из повести несколько другой. Это действительно нездоровый, несчастный человек, с маниакальными наклонностями, вызывающий, как и любое нездоровое существо, жалость и отторжение. Вот именно об этом Желткове я и писала. Понимаю, что агрессию зрителя спровоцировало незнание им первоисточника, а первоисточник зритель не читал, это ясно. Любой же, прочитавший повесть, увидит, что Желтков- не здоровый человек, нездоров он душевно, нездоров и физически. Таким его создал А. И. Куприн. Тем не менее, я совершенно не испытываю агрессии по отношению к тем, кому сей персонаж нравится. Это нормально. Желтков- не Кротов, не Жан- Батист, не трактирщики Тенардье.
Само произведение Александра Ивановича Куприна читать не доводилось ...Каюсь - не великий я книгочей , при всём признании колоссального значения ( не сочтите за пафос) литературы для человеческой цивилизации ..:-)
В юношеские годы прочёл его повесть ( к стыду своему , не помню названия) , где Куприн рассказывает почти автобиографическую историю о его учёбе в гимназии ...Впечатления от прочитанного были самые положительные : Хорошо написано в литературном плане , и очень проникновенно , душещипательно ( без иронии) в смысле духовно-нравственном ..Ещё раз извините за высокопарность , по другому как то не получается ..:-)
А.И.Куприн , в своём творчестве - истинный гуманист , с искренней болью , состраданием к людским печалям , горестям и несчастьям . Желанием видеть мир справедливым и светлым ...Но ..
..Поскольку поговорка гласит о том , что '' и на солнце есть пятна '' , на мой взгляд были у Александра Ивановича некоторые ''перегибы'' в этом , если так можно выразиться - гуманистическо-сострадательном плане ...По крайней мере ФИЛЬМ , поставленный по его роману , наводит на подобные мысли ...А именно - Куприн , к.м.к , малость перебарщивает в своих произведениях с тем , что можно назвать ''Достоевщиной'' ...При всём величайшем уважении и к личности и к творчеству Фёдора Михайловича , выдающийся наш писатель любил ''поковырять ножом в чужой ранке'' :-)...О чём говорят даже исследователи его творчества , профессиональные литературоведы ...Описывать тёмные , неприглядные стороны жизни , делая это открыто и честно - это одно . А вот чрезмерно , избыточно делать акцент на всё это в творчестве , почти не замечая ( сознательно ? ) хорошего , светлого , ''давить на мозоль'' и подсыпАть соль в кровоточащие раны - правильно ли это , и с человеческой и с профессиональной , писательской т.з ? ..
Вот в ''Гранатовом браслете '' , по крайней мере в экранизации романа , чувствуется влияние этих ''фишек'' от ФМД , на творчество Куприна ...Ощущение некой надуманности сюжета в ''ГБ'' , всё таки присутствует ...
Соглашусь с Летой , в её неприятии образа гл .героя : несколько искусственно ( в смысле ''придуманно'' ) выглядит Желтков в этой истории ...Как впрочем и сама ангелоподобная красавица , главная героиня ...
Красиво-трагичная история вышла у А.И.Куприна ...Можно сказать неземная , как Желтковская любовь ...Похожая на некий миф из древних веков ...
Впрочем , все эти наблюдения и выводы - всего лишь частное мнение отдельно взятого интернет.пользователя ...Не более того ...:-)
Александр Михайлов-Володин (Москва) 01.03.2022 - 10:35:44
По-моему генерала Аносова (Леонид Галлис) озвучивает Василий Меркурьев. В информации о фильме об этом ничего не говорится. Голоса у них, конечно, похожи, но в данном случае мне кажется это всё-таки Меркурьев.
пастор Шлаг или светлый образ его (Москва) 28.02.2022 - 21:32:36
№126 NextUser
Очень благодарна режиссеру за то, что на роли пианистов пригласил професионалов, приятно и слушать, и смотреть. Так раздражает, когда актеры изображают игру на инструменте.
Меня актёры - не музыканты не раздражают, но не могу не согласиться с Вашей оценкой музыкантов в фильме. Особенно восхищает скрипач - и талантливой игрой и искренностью. ))
Очень благодарна режиссеру за то, что на роли пианистов пригласил професионалов, приятно и слушать, и смотреть. Так раздражает, когда актеры изображают игру на инструменте.
№121 Лета(Божественная река)
В повести, написанной Куприным, нет любви. Точнее, ее нет в отношении больного лузера Желткова к Вере. Человек явно нездоров. Что может родиться у нездорового и от нездорового? История оставила неприятный осадок, как при соприкосновении с чем- то неадекватным, болезненным и жалким. Я говорю о книге, ибо в фильме все представлено гораздо более приятно. Ужасны две истории, рассказанные дедулей из своей гарнизонной жизни, ужасна и сама"любовь"больного Желткова. Представляю, если бы по жуткой иронии судьбы Вера оказалась его супругой... Он сидел бы около нее, потел и благоговейно опускал ресницы. Узнав же, что Вера посещает места общего пользования, иногда болеет, икает, чихает и тд.он наверняка трекнулся бы окончательно и бесповоротно. Ужасный персонаж. И история ужасная. Нездоровая.
Самый правильный комментарий! Больше всего порадовал Дворжецкий. Он во всех фильмах, ну просто вылитый аристократ! Евроамериканы рядом с ним не стоят )))
Думаю, что сам Куприн, посмотрев этот фильм, остался бы в восхищении. Фильм конечно тяжёлый. И часто смотреть его не будешь. Но, даже посмотрев один раз, уже не забудешь. Сам рассказ то довольно средний. По крайне мере на меня, после фильма, он впечатления не произвёл. Та же "Яма" впечатлила намного больше, прямо скажем. Но по Яме что то ничего даже близко по этому уровню не снято, почему то. К счастью, можно не волноваться, что снимут ремейк этого фильма. Думаю никакой Бекмамбетов не замахнётся на такую высоту.
В повести, написанной Куприным, нет любви. Точнее, ее нет в отношении больного лузера Желткова к Вере. Человек явно нездоров. Что может родиться у нездорового и от нездорового? История оставила неприятный осадок, как при соприкосновении с чем- то неадекватным, болезненным и жалким. Я говорю о книге, ибо в фильме все представлено гораздо более приятно. Ужасны две истории, рассказанные дедулей из своей гарнизонной жизни, ужасна и сама"любовь"больного Желткова. Представляю, если бы по жуткой иронии судьбы Вера оказалась его супругой... Он сидел бы около нее, потел и благоговейно опускал ресницы. Узнав же, что Вера посещает места общего пользования, иногда болеет, икает, чихает и тд.он наверняка трекнулся бы окончательно и бесповоротно. Ужасный персонаж. И история ужасная. Нездоровая.
отзывы
В картине использован довольно необычный подход – в действие введены эпизоды с автором повести. Я фильм в такой редакции принял, за исключением второго эпизода ( Куприн с переводчиком ) – он представляется совершенно лишним.
Хотя было бы, конечно, интересно посмотреть фильм и в чисто купринской редакции, и финальную сцену с княгиней Верой Николаевной. Тогда, правда, могла бы возникнуть другая проблема – как в таком случае натянуть картину на полный метр ?
Почему Желтков застрелился ?
В фильме «Из жизни отдыхающих» массовик-затейник Лисюткин выносит вердикт - «.. стреляются люди с нарушенной психикой». Но отнести Желткова к подобным людям я не могу. Он по большей части здраво и разумно рассуждает; да, он совершает глупые поступки ( письма, браслет ), продиктованные любовью, но понимает, в конце концов, их очевидную глупость; его любовь к княгине Вере чиста и светла, он ничего не требует от предмета своей любви, его слова: «Да святится имя Твое» пробирают душу.
Но вот перед ним воздвигают барьер, пытаясь наглухо отгородить Желткова от княгини Веры, и здесь выясняется, что просто любить, полностью замолчав, он не способен, ему обязательно, жизненно необходимо, чтобы что-то подпитывало его любовь, чтобы «свеча любви» горела.
Кстати этот момент в книге и в фильме трактуется несколько по-разному. В книге Желтков говорит: «Заключить меня в тюрьму ? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании». Т. е. ему мало просто молча любить предмет своей любви, ему обязательно нужно, чтобы княгиня Вера знала о том, что он есть и он ее любит. Звучит несколько вызывающе и чувствуются какие-то приглушенные истерические нотки. В фильме же Желтков ведет себя более спокойно – очевидно в связи с режиссерской трактовкой образа – и просто говорит, что и в тюрьме будет любить княгиню Веру.
Пропадает ли смысл жизни человека, если его «свеча любви» погасла ? Для кого-то возможно и нет, но для Желткова с его натурой, в которой, имхо, есть что-то болезненно-нервное, в которой присутствует сильно выраженный элемент экзальтации, это именно так. Его личное пространство крайне скудно, ограничено, и поэтому он воспринимает «потерю» своего идеала как настоящую трагедию, в полном соответствии со словами генерала Аносова - «Любовь должна быть трагедией».
Присоединяюсь ко всем словам восхищения в адрес Ариадны Шенгелая. Когда она на пролетке ехала к Желткову, я сразу вспомнил «Неизвестную» Крамского. Время уходит, а Вера Николаевна А. Шенгелая остается.
Довелось только прочитать первоисточник. Он очень понравился.
(Кстати, очень красивый постер (плакат). Княгиня Шеина здесь, в этом своём роскошном платье и огромной шляпе, идеальна как графин. Как фарфоровая статуэтка. Очень красиво. )
В юношеские годы прочёл его повесть ( к стыду своему , не помню названия) , где Куприн рассказывает почти автобиографическую историю о его учёбе в гимназии ...Впечатления от прочитанного были самые положительные : Хорошо написано в литературном плане , и очень проникновенно , душещипательно ( без иронии) в смысле духовно-нравственном ..Ещё раз извините за высокопарность , по другому как то не получается ..:-)
А.И.Куприн , в своём творчестве - истинный гуманист , с искренней болью , состраданием к людским печалям , горестям и несчастьям . Желанием видеть мир справедливым и светлым ...Но ..
..Поскольку поговорка гласит о том , что '' и на солнце есть пятна '' , на мой взгляд были у Александра Ивановича некоторые ''перегибы'' в этом , если так можно выразиться - гуманистическо-сострадательном плане ...По крайней мере ФИЛЬМ , поставленный по его роману , наводит на подобные мысли ...А именно - Куприн , к.м.к , малость перебарщивает в своих произведениях с тем , что можно назвать ''Достоевщиной'' ...При всём величайшем уважении и к личности и к творчеству Фёдора Михайловича , выдающийся наш писатель любил ''поковырять ножом в чужой ранке'' :-)...О чём говорят даже исследователи его творчества , профессиональные литературоведы ...Описывать тёмные , неприглядные стороны жизни , делая это открыто и честно - это одно . А вот чрезмерно , избыточно делать акцент на всё это в творчестве , почти не замечая ( сознательно ? ) хорошего , светлого , ''давить на мозоль'' и подсыпАть соль в кровоточащие раны - правильно ли это , и с человеческой и с профессиональной , писательской т.з ? ..
Вот в ''Гранатовом браслете '' , по крайней мере в экранизации романа , чувствуется влияние этих ''фишек'' от ФМД , на творчество Куприна ...Ощущение некой надуманности сюжета в ''ГБ'' , всё таки присутствует ...
Соглашусь с Летой , в её неприятии образа гл .героя : несколько искусственно ( в смысле ''придуманно'' ) выглядит Желтков в этой истории ...Как впрочем и сама ангелоподобная красавица , главная героиня ...
Красиво-трагичная история вышла у А.И.Куприна ...Можно сказать неземная , как Желтковская любовь ...Похожая на некий миф из древних веков ...
Впрочем , все эти наблюдения и выводы - всего лишь частное мнение отдельно взятого интернет.пользователя ...Не более того ...:-)
Очень благодарна режиссеру за то, что на роли пианистов пригласил професионалов, приятно и слушать, и смотреть. Так раздражает, когда актеры изображают игру на инструменте.
... Простите мне мою слепоту, но где тут Дворжецкий?
В повести, написанной Куприным, нет любви. Точнее, ее нет в отношении больного лузера Желткова к Вере. Человек явно нездоров. Что может родиться у нездорового и от нездорового? История оставила неприятный осадок, как при соприкосновении с чем- то неадекватным, болезненным и жалким. Я говорю о книге, ибо в фильме все представлено гораздо более приятно. Ужасны две истории, рассказанные дедулей из своей гарнизонной жизни, ужасна и сама"любовь"больного Желткова. Представляю, если бы по жуткой иронии судьбы Вера оказалась его супругой... Он сидел бы около нее, потел и благоговейно опускал ресницы. Узнав же, что Вера посещает места общего пользования, иногда болеет, икает, чихает и тд.он наверняка трекнулся бы окончательно и бесповоротно. Ужасный персонаж. И история ужасная. Нездоровая.