Слишком много католицизма - в гитлеровской Германии не было такого. Затушевыватся антинемецкий смысл. В 1938 народу надо было объяснять всё просто и ясно - "немцы враги".
Тогда они не были официально нашими врагами, в 1938. Да, было понятно, к чему все идет, но политкорректность надо было соблюдать.
Фильм ни в коем случае нельзя раскрашивать.
По двум причинам.
1. Изображение в фильме - в форме графического рисунка. Это не акварель, и не живопись. Колоризация чудовищно исказит весь зрительный образ фильма. Получится мерзкий, халтурный лубок.
2. Видеоряд Эйзенштейна - Васильева -Тиссэ неразрывно спаян с музыкой Прокофьева. А Прокофьев сочинял под чёрно-белое изображение. В цветной версии фильма музыка зазвучит в диссонанс к изображению.
Интересно, кто и чему учит во ВГИКе?
Но не пойму, почему заодно с немцами так расчихвостили католическую церковь?
Евгений, так ведь Ливонский орден был КАТОЛИЧЕСКОЙ государственной и военной организацией немецких рыцарей. Вот и показали и самих рыцарей, и тех, кто их вдохновлял на все их "ратные подвиги" . По моему, все правильно.
Здесь не конкретно католическую церковь "чехвостили". В то время воинствующий атеизм не делал различия, всякая религия представлялась злом. Что-то не помню, чтобы православие в фильме показывалось положительно. Дьяк там очень даже отрицательный персонаж.
Фильм-пропаганда. Сделан отлично. Учитывая 1938 год - всё верно - подготовка к войне с Германией. Историческая достоверность в пропаганде ни к чему.
Понятно, почему немцы изображены очень плохими.
Но не пойму, почему заодно с немцами так расчихвостили католическую церковь? Зачем? Смысл этой пропаганды не пойму.
Я обожаю этот фильм за эпический образ русского характера, за то вдохновение и любовь к Отчизне, которые находят глубокий отклик в моём сердце. Восхищаюсь Николаем Черкасовым, который создал образ Русского Витязя из сказок, защитника Земли Русской. Этот фильм уже не принадлежит своему времени, ему уготована жизнь в веках, пока жива Русь, а жить она будет вечно, если уж фон Миних признаёт: «Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Господом Богом, иначе невозможно объяснить, как оно до сих пор существует».
Александр Невский воплощает русский Дух, русский мужской характер, который сродни булатной стали, спокойную силу, мягкую, и вместе с тем страшную силу, силу народа, способного согнуть в бараний рог кого угодно. А его бессмертные слова: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская Земля» актуальны во все времена, как после ледового побоища с тевтонскими рыцарями, так и в войне с фашизмом, когда, как сказал один умный человек, Европа боялась даже тихо блеять на заклании.
Прочитала на «Око планеты» статью «Как хорошо быть русским» и так она мне понравилась, что не удержусь здесь привести цитату: «там, где другой народ в ужасе драпает и мрёт от депрессии, невозмутимые русские только начинают входить во вкус. "Блицкриг? Кадровая армия уничтожена? Уже под Москвой разведчиков видели? Ну, дела... А это варенье такое вкусное, оно из чего? Малиновое? Хорошее варенье... шинель там мою достань". Ну чем не черта русского характера на все времена? Чем не Василий Буслай, Гаврила Олексич или Игнат?
В наше время оккупанты к нам вошли не с мечом, а с долларом, потому мы и не разглядели вОвремя опасность. Но этот фильм ещё сыграет свою роль в освободительном движении, будет одновременно сродни мечу и знамени.
№50 Александр(Липецк)
А если серьёзно, то я представляю события тех лет именно в изложении Эйзенштейна только потому, что мне ТАК ХОЧЕТСЯ И НРАВИТСЯ! А все остальные домыслы нехай историки перелопачивают!
За весь фильм Александр Невский (и никто из других православных) ни разу не перекрестился, хотя в те времена и воды из жбана испить без крестного знамения вряд ли бы кто дерзнул.
Упрек не режиссёру (в то время это на экране не прошло бы), а к тому, что воспринимать историю по художественным произведениям - для тех, кто алчет истины - нельзя. Но в плане сотворения мифов - только так и можно.
А фильм - прекрасный.
Видел "размалеванные" версии таких Великих фильмов,как "Офицеры" -раскраска порой не то что неестественная,а вовсе неуместная - вопрос все тот же: ЗАЧЕМ?!Кто человек умный,способный понять и оценить настоящее Кино о настоящих Людях - тот и так всё что надо поймет и вынесет для себя из фильма,а кто сделать этого НЕ способен - тому хоть в 3 D показывай - не изменится решительно ничего!Раскрасить легкую водевильную комедию - это одно,но ШЕДЕВР Великого Эйзенштейна - это не какие-нибудь "Веселые картинки"!Похабить старое из-за неумения создать мало-мальски приличное новое - отличительная черта "нового русского" кино...
Ольга Мариничева (Санкт-Петербург) 29.07.2012 - 13:08:32
№50 Александр(Липецк)
"Я там не был. а Фокс не рассказывал"
"Шарапов (Конкин)"
Согласна. Наверное, любой киносценарий и любую книгу можно пересказать в таком стиле. Хотя "княжата в потешных латах, лежащие на печи", вывеска лавки Садко-богатого гостя и прочее - это все-таки слишком, разумеется, если режиссер не задался целью снять пародийный фильм вроде мультсериала о трех богатырях или экранизации лукьяненковской книжки "Остров Русь". Хорошо, что в фильме нет таких поразительных анахронизмов и ляпов, но прекрасно передан дух легенды. За это я его и люблю.
Читала я эти поразительные заметки и соглашаюсь, что снятый по такому сценарию фильм представлял бы соьбой прекрасный образец развесистой клюквы. Хотя это лишь пересказ первоначального сценария, а не сам сценарий, и чтобы выносить окончательное суждение, следовало бы прочесть оригинал, который вполне доступен (журнал "Знамя" 1937 года должен быть в крупнейших библиотеках). Возможно, к итоговому варианту фильма тоже можно предъявить претензии по части историчности, хотя, с другой стороны, художник имеет право на вымысел, к тому же "Александр Невский" - не только историческая хроника, сколько фильм-легенда. По-видимому, в любом историческом произведении, фильмах и книгах, в том числе с таких образцах этого жанра, как "Петр Первый" и даже "Война и мир", можно найти массу анахронизмов. Вдобавок о самом князе Александре известно не так уж много: как говорит автор одной из недавних книг о нем, наиболее полная научная биография Александра Ярославича (насколько помню, речь шла о ЖЗЛ Пашуто "Александр Невский") включает меньше 150 страниц! Это не более поздние исторические деятели, вроде Грозного, Петра или Екатерины, о каждом из которых можно написать (и написаны) огромные тома. Если что-то и кажется не очень удачном в прекрасном фильме Эйзенштейна, так это его эклектичность (на мой взгляд), хотя в фильме играет множество превосходных актеров (прежде всего Николай Черкасов), работа кинооператора заслуживает всяческих похвал, а музыка Прокофьева впечатляет едва ли не больше фильма. Вот в более цельном "Грозном" такой эклектичности нет. Единственное, что мешает восприятию там - это Михаил Жаров, который ассоциируется прежде всего с Алексашкой Меншиковым, в роли Малюты Скуратова, приобретающего какие-то комические и даже балаганные черты.
"Я там не был. а Фокс не рассказывал"
"Шарапов (Конкин)"
А если серьёзно, то я представляю события тех лет именно в изложении Эйзенштейна только потому, что мне ТАК ХОЧЕТСЯ И НРАВИТСЯ! А все остальные домыслы нехай историки перелопачивают!
Ольга Мариничева (Санкт-Петербург) 21.07.2012 - 18:15:11
Кстати, ведь в шеститомнике Эйнзенштейна есть все его сценарии, в том числе и "Александр Невский". Вопрос в том, какой там дан вариант - первоначальный Эйнзенштейна-Павленко или окончательный, на основе которого и был снят фильм? Надо посмотреть.
Я тоже услышала, что будут раскрашивать фильм-легенду "Александр Невский". Не понимаю зачем... Лучше просто восстановить плёнку без использования цветов.
отзывы
Слишком много католицизма - в гитлеровской Германии не было такого. Затушевыватся антинемецкий смысл. В 1938 народу надо было объяснять всё просто и ясно - "немцы враги".
По двум причинам.
1. Изображение в фильме - в форме графического рисунка. Это не акварель, и не живопись. Колоризация чудовищно исказит весь зрительный образ фильма. Получится мерзкий, халтурный лубок.
2. Видеоряд Эйзенштейна - Васильева -Тиссэ неразрывно спаян с музыкой Прокофьева. А Прокофьев сочинял под чёрно-белое изображение. В цветной версии фильма музыка зазвучит в диссонанс к изображению.
Интересно, кто и чему учит во ВГИКе?
Понятно, почему немцы изображены очень плохими.
Но не пойму, почему заодно с немцами так расчихвостили католическую церковь? Зачем? Смысл этой пропаганды не пойму.
Александр Невский воплощает русский Дух, русский мужской характер, который сродни булатной стали, спокойную силу, мягкую, и вместе с тем страшную силу, силу народа, способного согнуть в бараний рог кого угодно. А его бессмертные слова: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская Земля» актуальны во все времена, как после ледового побоища с тевтонскими рыцарями, так и в войне с фашизмом, когда, как сказал один умный человек, Европа боялась даже тихо блеять на заклании.
Прочитала на «Око планеты» статью «Как хорошо быть русским» и так она мне понравилась, что не удержусь здесь привести цитату: «там, где другой народ в ужасе драпает и мрёт от депрессии, невозмутимые русские только начинают входить во вкус. "Блицкриг? Кадровая армия уничтожена? Уже под Москвой разведчиков видели? Ну, дела... А это варенье такое вкусное, оно из чего? Малиновое? Хорошее варенье... шинель там мою достань". Ну чем не черта русского характера на все времена? Чем не Василий Буслай, Гаврила Олексич или Игнат?
В наше время оккупанты к нам вошли не с мечом, а с долларом, потому мы и не разглядели вОвремя опасность. Но этот фильм ещё сыграет свою роль в освободительном движении, будет одновременно сродни мечу и знамени.
А если серьёзно, то я представляю события тех лет именно в изложении Эйзенштейна только потому, что мне ТАК ХОЧЕТСЯ И НРАВИТСЯ! А все остальные домыслы нехай историки перелопачивают!
Упрек не режиссёру (в то время это на экране не прошло бы), а к тому, что воспринимать историю по художественным произведениям - для тех, кто алчет истины - нельзя. Но в плане сотворения мифов - только так и можно.
А фильм - прекрасный.
"Я там не был. а Фокс не рассказывал"
"Шарапов (Конкин)"
"Шарапов (Конкин)"
А если серьёзно, то я представляю события тех лет именно в изложении Эйзенштейна только потому, что мне ТАК ХОЧЕТСЯ И НРАВИТСЯ! А все остальные домыслы нехай историки перелопачивают!