Повесть Грековой 'Кафедра" - удивительное переплетение странных и неудобных тем. Тут и отеческая слепая любовь одинокого профессора к юной лживой лаборантке; и запутанная личная жизнь доцента Нины - отношения с женатым любовником на глазах у троих детей; и связь преподавателя со студенткой (совсем не-комильфо) - всё это на фоне грызни, интриг и ненависти в научном мире. В фильм не вошли - рождение у Величко ребёнка от сокурсника-мажора, тот момент, что одного сына Нина родила от своего любовника Валентина, а другого мальчика взяла в семью после смерти близкой подруги; тяжёлые отношения с дочерью и её мужем ассистентки кафедры Лидии Михайловны и пр.
У Грековой вообще многие болеют и умирают - профессор Завалишин, его жена, его дети, жена Флягина, подруга Нины погибла в автокатастрофе, мать студентки Аси и мать Майки Дудоровой болеют. Женщины рожают детей без мужей...как правило, матери-одиночки. Флягин один воспитывает дочь и заботится о парализованной тёще. В общем, картина совсем не в радужных цветах.
В целом эта странная повесть затягивает своими непростыми жизненными ситуациями, психологическими конфликтами и эмоциональными переживаниями главных героев.
В фильме сюжетные линии упрощены. Но в целом, отношение к первоисточнику бережное. Прекрасные актёрские работы Попова, Янковского, Арининой , Ясуловича, Макаровой. Кузьмина хороша, мне, кстати, показалось, что голос Купченко ей пошёл. Земляникин - очень запомнился в маленькой, но блестящей роли учёного-плагиатора. И молодые актрисы играют достоверно.
Фильм я смотрела в детстве и тогда запомнился мне только проф. Завалишин (Андрей Попов). Но это понятно, история -то совсем не для детского ума. Затем уже прочла повесть Грековой, пересматривала фильм. Понравится фильм тем, кто предпочитает психологические сложные жизненные ситуации с оттенком печальной безысходности, истории о непростой любви и нелюбви.
Достаточно короткой, и даже "второплановой" является в фильме линий " Завалишин - Дарья Степановна"
А ведь в реальной жизни такие отношения важны, и порой являются и решающими, и важными для здоровья (прежде всего психического) пожилого человека.
Завалишин вполне себе унаследовал мироощущение человека из состоятельного слоя общества, в котором на бытовые вопросы принято не обращать внимания - все эта уборка, готовка, уход за одеждой и приобретения продуктов делают какие-то темноватые , малоразвитые люди, а ты благосколонно принимаешь их услуги, не зная ни цен в магазинах, и по-барски передавая им денег сколько считаешь правильным, да сколько они назовут ) подразумевается, что они копейки не украдут, и будут почтительны).
У Завалишина эти обязанности взвалила на себе жена - и в общем-то, как можно было догадаться по тому, что воспоминания у Завалишина о покойной супруге были благостные, она его бытовой беспомощностью никогда не корила.
А вот когда жены не стало... Вот тут-то уже поздно взрослеть. Все необходимое для жизни возложено на Дарью Степановну, а уж она относится к Завалишину без предыхания, у нее супружеской пристраной оценки, при которой беспомощность всегда " милая", нет совсем, и она оценивает его зачастую с сержантской прямотой, и дает волю словам, кода излагает свои недалекие и порой оскоробительные мысли своему подопечному, которому и скрыться некуда, защитить себя он не сможет; даже бунт, на который вроде бы реился сарик, стал единственным юмористическим эпизодом фильма.
эНэН- в жестких руках( чуть не сказал " лапах"), этой женщины, и и по его сознанию как наждаком проходятся ее грубости. Порой ему хочется получить какой-нибудь не-бытовой отклик на то, что волнует его душу, и .. нет , не получается. Наждак трет слабо заживающую каждый раз рану.
Домой Николай Николаевич приходит без радости - и уже готов и уже смирился с тем, что ничего хорошего дома он не получит...
А выбрать домоправительницу- домработницу получше, да повежливей - увы, не те времена, тогда такого рынка услуг не было, да и потом - кого там может выбрать робкий профессор ? Он вообще плохо разбирается в людях, немного - в своем окружении, а вот чуть подальше - все, понятный мир заканчивается.
№65 Маховецкий
Отличный фильм! Как-то раньше не попадался. А может просто не было понимания показанных в фильме проблем.
Иван Киасашвили, режиссёр фильма, мог снимать глубокие ленты, однако занимался разной мелочью. Конечно, Ералаш и т.д. тоже нужно делать. Но талант у него был шире любого Ералаша, пусть и советского периода.
Светлана Кузьмина, - красивая! - попадание в роль. Отлично сыграно. Или даже прожито.
Кайдановския, Янковский, Ясулович, Сергачёв, Земляникин (ни какую же дрянь воплотил!), Ярмольник, Вокач, Аринина (ну, маленькая роль досталась...) - какая компания! И ПОПОВ! А Лена Степанова? Ну жизненные же вещи!
Виктор Штернберг - запомнился. Колоритен.
И, конечно, зимний город. Теперь такого нет. Представьте, авторы и не знали, что запечатлевают и его!
Согласна с вами, мне тоже фильм понравился. Иван Киасашвили до того, как стать режиссером, окончил физический факультет МГУ и работал в научном институте, в который я тоже была распределена после физфака, так что Киасашвили я знала лично. Он устраивал в нашем институте очень интересные новогодние вечера. Научную среду он знал очень хорошо, поэтому фильм "Кафедра" я считаю удачным. Другой его фильм "Дамы приглашают кавалеров" по-моему тоже удался, а "Ералаш" он снимал потому, что другой работы не было. К сожалению, Иван Киасашвили очень рано ушел из жизни. Жаль, талантливый был человек.
Удивительно, что в одном и том же 1982 году вышли фильм и телеспектакль с одним и тем же названием "Кафедра", но по разным произведениям. Неужели Госкино не могло договориться с Гостелерадио?
Повесть не читала. Пока. Фильм несколько раз видела, в последний раз неожиданно пришло в голову: а ведь они могли бы стать парой, Нина Игнатьевна и Флягин. Мне показалось, она уже раскаивается в своей жесткости на ученом совете. Вкус победы оказался неприятен. А Флягин топит Нинин танковый напор своей искренностью, способностью признать ошибки и неправоту, мягкостью, что ли.
Особенно на фоне героя Кайдановского, цинично жонглирующего «двумя домами»
фильм настолько понравился, что с удовольствием читаю литературный источник,
великолепно, и то, и другое,
масса ярких впечатлений,
кино отличное, каждый кадр нагружен образами,
потрясающе
Когда первый раз смотрел, думал фильм про учёных, преподавателей, науку, учёбу, проблемы. А по сути оказалась какая то ерунда, по большому счёту. Очень пожилой учёный влюбился в молоденькую дурочку. И она ему пудрит мозги и тянет из него деньги. Так то оно может и ничего. И такие фильмы наверное для чего то нужны. Но, причём тут название фильма - "Кафедра"?
№64 Петр Кнопкин
Отличный фильм. Только мне кажется это вообще не про науку. А про то что люди не замечают отношения к ним и не ценят то что могли бы иметь а хотят сами не знают чего (примерно это говорит Ясулович о фильме сталкер в сцене в кинотеатре). Ведь там все влюблены без взаимности. Как в песне Чижа 'вот такая вот вечна молодость'.
И один дурацкий вопрос: а куда в середине фильма делся герой Сергачева? :)
Полностью с вами согласен!) Этот фильм не про науку в прямом значении слова, он про науку человеческих отношений.. и главное наследие Завалишина это его понимание того, что "когда тебе много лет понимаешь, что мы очень мало любим друг-друга..." В этом эпизоде на катере, где он так говорит - главная идея фильма, после него объясняется и прошлое, и будущее, понимание других становится более ясным.. Не зря катер, плывущий по реке, периодически вставляется в последующую сюжетную линию.., это напоминание о главном..
В фильме довольно интересные кадры старого Коломенского, когда в 1-й серии теплоход идёт по Москве-реке и видна набережная в Коломенском. Берег завален бетонными плитами, ощущение какого-то строительства; видимо, к этому времени завершалось строительство первой бетонной набережной в Коломенском, от которой после реконструкции 2005–2007 гг. почти ничего не осталось. Серый, мрачный день, безлюдная набережная. Сейчас всё совсем по-другому выглядит.
Татьяна К. (Саратов) (Саратов)10.10.2019 - 11:58:12
Прочитала повесть. Теперь появилось ощущение завершенности. Даже писать нечего - просто чувство полного удовлетворения. Фильм, с моей точки зрения, мельче, беднее. Многое показано тезиснее, а что-то вообще не показано. За ненадобностью? Из-за страха перегрузить зрителя? Зря.
Фильм окунул меня в мою студенческую молодость. Насмотрелась таких персонажей в своем институте на разных кафедрах. Все это было, как и снежная прекрасная зима начАла 80-х. Атмосфера, которой больше никогда не будет. В чем-то очень душевная, в чем-то отвратительная.
Нина Игнатьевна мне совершенно не симпатична. Самый неприятный персонаж, эгоистичная и не душевная женщина со следами былой красоты, которая не в состоянии и чай заварить или что-то там состряпать. Сын боится, что женится старший брат, потому что некому будет готовить.
Эта дама Бросается доказывать несостоятельность диссертанта, но не замечает того, что Флягин, кандидат на должность зав. кафедрой не такой уж мерзкий, всегда прислушивается к людям и признает свои ошибки. Он никому не сделал плохо, попытался защитить Н И, на которую в ответ на ее выступление тоже покатили баллон. Он сразу сознался, что не талантлив, спокойно и естественно. Но видно стало, что он порядочный и хороший человек.
Ростислав Янковский понравился больше всех. Прекрасен их разговор с дочерью. Он как отец добрый и внимательный, любящий и не желающий сделать больно дочке, которая отказала в приходе какой-то Лиде, возможно, потенциальной мачехе. Отец вздыхает про себя и соглашается с дочкой, что им помощь не нужна.
В общем, фильм очень достоверный, может, перебор только с Завалишиным – уж очень он добр и наивен. Как говорил Калягин в Прохиндиаде – в наши дни рассеянный человек не может стать профессором. Да и то, что он представляется этой операторше Майе по имени – неправдоподобно. Или у него уже проблемы с головой.
№31 Диана 1982
Не понимаю, зачем Майя обманывала профессора?
Это в фильме не раскрыто. В повести она брала деньги якобы на уроки вокала и все тратила на шмотки. Потом вышла замуж, и перед тем когда хорошенько подчистила библиотеку НН. Он ей и свадьбу оплатил. И пропажа книг его уже окончательно добила.
отзывы
У Грековой вообще многие болеют и умирают - профессор Завалишин, его жена, его дети, жена Флягина, подруга Нины погибла в автокатастрофе, мать студентки Аси и мать Майки Дудоровой болеют. Женщины рожают детей без мужей...как правило, матери-одиночки. Флягин один воспитывает дочь и заботится о парализованной тёще. В общем, картина совсем не в радужных цветах.
В целом эта странная повесть затягивает своими непростыми жизненными ситуациями, психологическими конфликтами и эмоциональными переживаниями главных героев.
В фильме сюжетные линии упрощены. Но в целом, отношение к первоисточнику бережное. Прекрасные актёрские работы Попова, Янковского, Арининой , Ясуловича, Макаровой. Кузьмина хороша, мне, кстати, показалось, что голос Купченко ей пошёл. Земляникин - очень запомнился в маленькой, но блестящей роли учёного-плагиатора. И молодые актрисы играют достоверно.
Фильм я смотрела в детстве и тогда запомнился мне только проф. Завалишин (Андрей Попов). Но это понятно, история -то совсем не для детского ума. Затем уже прочла повесть Грековой, пересматривала фильм. Понравится фильм тем, кто предпочитает психологические сложные жизненные ситуации с оттенком печальной безысходности, истории о непростой любви и нелюбви.
А ведь в реальной жизни такие отношения важны, и порой являются и решающими, и важными для здоровья (прежде всего психического) пожилого человека.
Завалишин вполне себе унаследовал мироощущение человека из состоятельного слоя общества, в котором на бытовые вопросы принято не обращать внимания - все эта уборка, готовка, уход за одеждой и приобретения продуктов делают какие-то темноватые , малоразвитые люди, а ты благосколонно принимаешь их услуги, не зная ни цен в магазинах, и по-барски передавая им денег сколько считаешь правильным, да сколько они назовут ) подразумевается, что они копейки не украдут, и будут почтительны).
У Завалишина эти обязанности взвалила на себе жена - и в общем-то, как можно было догадаться по тому, что воспоминания у Завалишина о покойной супруге были благостные, она его бытовой беспомощностью никогда не корила.
А вот когда жены не стало... Вот тут-то уже поздно взрослеть. Все необходимое для жизни возложено на Дарью Степановну, а уж она относится к Завалишину без предыхания, у нее супружеской пристраной оценки, при которой беспомощность всегда " милая", нет совсем, и она оценивает его зачастую с сержантской прямотой, и дает волю словам, кода излагает свои недалекие и порой оскоробительные мысли своему подопечному, которому и скрыться некуда, защитить себя он не сможет; даже бунт, на который вроде бы реился сарик, стал единственным юмористическим эпизодом фильма.
эНэН- в жестких руках( чуть не сказал " лапах"), этой женщины, и и по его сознанию как наждаком проходятся ее грубости. Порой ему хочется получить какой-нибудь не-бытовой отклик на то, что волнует его душу, и .. нет , не получается. Наждак трет слабо заживающую каждый раз рану.
Домой Николай Николаевич приходит без радости - и уже готов и уже смирился с тем, что ничего хорошего дома он не получит...
А выбрать домоправительницу- домработницу получше, да повежливей - увы, не те времена, тогда такого рынка услуг не было, да и потом - кого там может выбрать робкий профессор ? Он вообще плохо разбирается в людях, немного - в своем окружении, а вот чуть подальше - все, понятный мир заканчивается.
Отличный фильм! Как-то раньше не попадался. А может просто не было понимания показанных в фильме проблем.
Иван Киасашвили, режиссёр фильма, мог снимать глубокие ленты, однако занимался разной мелочью. Конечно, Ералаш и т.д. тоже нужно делать. Но талант у него был шире любого Ералаша, пусть и советского периода.
Светлана Кузьмина, - красивая! - попадание в роль. Отлично сыграно. Или даже прожито.
Кайдановския, Янковский, Ясулович, Сергачёв, Земляникин (ни какую же дрянь воплотил!), Ярмольник, Вокач, Аринина (ну, маленькая роль досталась...) - какая компания! И ПОПОВ! А Лена Степанова? Ну жизненные же вещи!
Виктор Штернберг - запомнился. Колоритен.
И, конечно, зимний город. Теперь такого нет. Представьте, авторы и не знали, что запечатлевают и его!
Особенно на фоне героя Кайдановского, цинично жонглирующего «двумя домами»
великолепно, и то, и другое,
масса ярких впечатлений,
кино отличное, каждый кадр нагружен образами,
потрясающе
Отличный фильм. Только мне кажется это вообще не про науку. А про то что люди не замечают отношения к ним и не ценят то что могли бы иметь а хотят сами не знают чего (примерно это говорит Ясулович о фильме сталкер в сцене в кинотеатре). Ведь там все влюблены без взаимности. Как в песне Чижа 'вот такая вот вечна молодость'.
И один дурацкий вопрос: а куда в середине фильма делся герой Сергачева? :)
Нина Игнатьевна мне совершенно не симпатична. Самый неприятный персонаж, эгоистичная и не душевная женщина со следами былой красоты, которая не в состоянии и чай заварить или что-то там состряпать. Сын боится, что женится старший брат, потому что некому будет готовить.
Эта дама Бросается доказывать несостоятельность диссертанта, но не замечает того, что Флягин, кандидат на должность зав. кафедрой не такой уж мерзкий, всегда прислушивается к людям и признает свои ошибки. Он никому не сделал плохо, попытался защитить Н И, на которую в ответ на ее выступление тоже покатили баллон. Он сразу сознался, что не талантлив, спокойно и естественно. Но видно стало, что он порядочный и хороший человек.
Ростислав Янковский понравился больше всех. Прекрасен их разговор с дочерью. Он как отец добрый и внимательный, любящий и не желающий сделать больно дочке, которая отказала в приходе какой-то Лиде, возможно, потенциальной мачехе. Отец вздыхает про себя и соглашается с дочкой, что им помощь не нужна.
В общем, фильм очень достоверный, может, перебор только с Завалишиным – уж очень он добр и наивен. Как говорил Калягин в Прохиндиаде – в наши дни рассеянный человек не может стать профессором. Да и то, что он представляется этой операторше Майе по имени – неправдоподобно. Или у него уже проблемы с головой.
Не понимаю, зачем Майя обманывала профессора?