Фильм — Этюд. Фильм, в котором изображение заставляет нас вспомнить, что кино все-таки не театр и тем более не радиопостановка. Фильм, который, возможно, будет с интересом встречен на Западе. Фильм-этюд...
Авторы фильма «Ленинград, ноябрь», по-видимому, решили оживить подзабытое нынче слово «киноимпрессионизм». В их картине, снятой на фирменном «Кодаке», много превосходных пейзажей утреннего, полуденного, вечернего и ночного Петербурга, чья архитектурная красота осознанно лишена шокирующих неухоженностью крупных планов, отчего изображение приобретает праздничный и нарядный вид.
Вместе с тем, ошибется тот зритель, кто решит, что это приложение к «Клубу кино-путешественников». Молодые авторы — немец А. Шмидт и русский О. Морозов строят свою картину по принципу контраста: в ноябрьские дни чудесные дворцы заслоняются огромными портретами «основоположников», а жизнь ее героев проходит в привычном для многих из нас бытовом убожестве. Однако импрессионистский подход ощутим и тут. Характеры персонажей и отношения между ними достаточно размыты, сюжетная канва лишена малейшего намека на фабульную определенность. Фильм А. Шмидта и О. Морозова мог быть длиннее или короче, не в этом суть. Это эксперимент, рассчитанный, вероятно, на западных зрителей, для которых повседневная нам
фактура выглядит загадочной и экзотичной. Фильм-настроение. Фильм-набросок...
С давних пор в живописи и музыке существуют эпизоды. Почему бы им не быть в кино?
Александр Федоров
Журнал «Мнения» (Москва). 1991 № 3. С.45
обсуждение >>