Поиски своего подлинного лица и настоящей жизни заставили Юрия Ильенко вместе с Иваном Миколайчуком написать очень талантливый сценарий «На поклоны!». Это был здоровый инстинкт художников — спасти себя и свою героиню, театральную актрису, отправив ее на поклоны не к публике и не к власти, а к земле и людям, которые на ней трудятся, к потерянной матери, к простым, вечным ценностям бытия.
Возможно, из этого судорожного припадания «к корням» все равно бы ничего путного не вышло: увы, домой возврата нет. Но честно разобраться с собственной назревающей драмой авторам не дали. Больной мир боится душевного и творческого здоровья пуще заразы. С фильмом начали бессмысленно, но люто бороться. Миколайчук не захотел участвовать в этой вивисекции и отказался от исполнения главной роли. Ильенко же, надеясь спасти интимно дорогой ему замысел, пошел на свой первый серьезный компромисс и, выдержав 40 (!) остановок, сделал, по его собственным словам, «мертвое кино» под топорным названием «Мечтать и жить».
Людмила Лемешева, кинокритик
обсуждение >>