Мне кажется, Балакирев втайне завидовал огромному дарованию и таланту Мусоргского, хотя и тщательно скрывал это. Отсюда, все его вспышки гнева и раздражительность. Что осталось после Балакирева? Какие его выдающиеся произведения мы знаем? Почти ничего.
А кто играет Бориса-царя?
Какого Бориса-царя?! Бориску на царство?! (с) Пардон, не туда понесло...
А если серьёзно, в разделе "актёры и роли" нет актёра, играющего Бориса в одноимённой опере...
Фильм интересный, достойный. Но и лакированный тоже, лакирующий образ Мусоргского. Хотя, понятно, что не обязательно намекать и уж тем более впрямую говорить, что он к концу жизни заболел алкоголизмом, и халат на Мусоргском на знаменитом портрете Репина - больничный. Если это не фейк, конечно. А так - темы и противоречий жизни вскрыты. Это в советском кино умели делать всё-таки!
Тогдашняя советская историография была склонна превращать биографии великих людей едва ли не в жития святых, игнорируя всё, что не укладывалось в догмы и каноны.
В любом случае, то, что сняли бы в этом роде сейчас... ДАЖЕ ДУМАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ.
№22 Борис Нежданов
Поставлен, как и все советские биографические фильмы, очень добротно ... Но общее впечатление - несколько скучновато, хрестоматийно, иллюстративно. Положительные персонажи идеализированы, приглажены, отрицательные кое-где излишне карикатурны.
Добротно - очень точное определение для таких фильмов тех лет, согласна со всеми характеристиками. И они (фильмы) действительно, как правило, иллюстративны. Но зачастую всё же не безынтересны благодаря великолепным актёрам и уже названной добротности во всём.
Тогдашняя советская историография была склонна превращать биографии великих людей едва ли не в жития святых
Увы, это так. Но вот подумалось, что иногда, возможно, и не стоит обнажать все, как говорится, язвы человеческих пороков, а остановиться на каком-либо пике творчества великих. По крайней мере, иное было бы не в жанре фильмов тех лет.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)27.09.2022 - 15:02:06
Фильм посмотрел только недавно, раньше лишь фрагменты видел. Поставлен, как и все советские биографические фильмы, очень добротно, операторская работа в цвете отличная по тем временам. Но общее впечатление - несколько скучновато, хрестоматийно, иллюстративно. Положительные персонажи идеализированы, приглажены, отрицательные кое-где излишне карикатурны. Я читал, что отношения между Мусоргским и другими членами "Могучей кучки" были далеко не так идилличны, как на экране, а в последние годы жизни композитора и вовсе конфликтны, потому что коллеги не принимали его новаторства в музыке. Ещё из песни слова не выкинешь: Мусоргский страдал алкоголизмом и умер в госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Тогдашняя советская историография была склонна превращать биографии великих людей едва ли не в жития святых, игнорируя всё, что не укладывалось в догмы и каноны.
Повезло. Посмотрел Мусоргского по ТВ Культура. Получился фильм о Музыке и ее апостолах. Брависсимо.
В каждом кадре чудо узнавания: что ни лицо, то эпоха актерского мастерства, перечислять надо бы весь состав. Горжусь, что в Самозванце под гримом сразу углядел самого Ивана Дмитриева. Но вроде ошибся с Кашпуром: мне показалось, это он играет кукольника в сцене с бибабо на ярмарке под балалайку (кадр №2) - но сам артист 1926 г. рождения, и здесь ему всего 24 года. Даже его физиономически похожий Юродивый в Сурикове уже на 9 лет старше. Кстати, показалось, что сама ярмарка с церковью на заднем плане - это снимали в Мурино, что выглядит естественным для Ленфильма.
Мусоргский не написал Хованщину. Писал, но не написал. Как нас учили, спился и умер. Зато написал и Картинки, и Детскую, и Песни и Пляски Смерти, и еще много чего. Сценарий облагородил портрет великого композитора. И правильно: наше восхищение остается с Мусоргским навсегда.
Но Музыка! Но Актеры! Ух!
Иванова Надежда Николаевна (Чебоксары)04.11.2020 - 18:43:45
Посмотрела еще один фильм о великом русском композиторе. Актер Александр Борисов замечательно передал образ композитора. Великолепный актерский состав, точно передано то время, какие костюмы. Понравилось все, сильный фильм и прекрасная музыка.
Добротный фильм о композиторе, чей талант навсегда изменил оперное искусство, привнеся в него мощный пласт народной музыки и народной лексики. Жаль, конечно, что авторы фильма остановились на опере Мусоргского "Борис Годунов" (правда, достаточно подробно) и не пошли дальше, не рассказали о лучшем произведении Мусоргского, жемчужине русской оперы - "Хованщине". А так фильм поставлен с размахом, в нём задействован потрясающий актёрский ансамбль, состоящий из советских кинозвёзд 30-60-х годов: Александр Борисов, Николай Черкасов, Фёдор Никитин, Андрей Попов, Лидия Сухаревская, Бруно Фрейндлих... Даже для Любови Орловой нашлась добротная роль, в которой она даже спела!
Интерьеры и улицы Петербурга создают необходимый антураж, погружаясь в который, начинаешь воспринимать музыку великого композитора ещё полнее, ибо становишься
на какое-то время его современником...
Фильму ставлю 8 баллов и очень сожалею, что в нём так и не прозвучал "Рассвет на Москве-реке" из "Хованщины"...
Грандиозный фильм. Отлично показана жизнь и творчество великого композитора. Борисов бесподобно сыграл роль Мусоргского. И не только сыграл роль, но еще и сам пел. Все артисты талантливо сыграли свои роли. Григорий Рошаль серьезный режиссер, он не допустит халтуры. В фильме часто звучала замечательная музыка Мусоргского. Благодарю всех, кто создал этот прекрасный познавательный фильм. Получила огромное наслаждение от просмотра этого фильма
Говорить и писать о Модесте Петровиче можно бесконечно- непохожая ни на чью биография, некоторые факты жизни и творчества неизвестны или неисследованы. Но это гениальный сын земли русской , титан народной музыки, композитор-новатор, ушедший далеко от современников с их классическим музыкальным образованием, превосходный певец и пианист- импровизатор, главным мерилом которого была выразительность.
В фильме Борисов и Черкасов бесподобны, возможно это их лучшие роли в кино.
отзывы
Какого Бориса-царя?! Бориску на царство?! (с) Пардон, не туда понесло...
А если серьёзно, в разделе "актёры и роли" нет актёра, играющего Бориса в одноимённой опере...
Поставлен, как и все советские биографические фильмы, очень добротно ... Но общее впечатление - несколько скучновато, хрестоматийно, иллюстративно. Положительные персонажи идеализированы, приглажены, отрицательные кое-где излишне карикатурны.
В каждом кадре чудо узнавания: что ни лицо, то эпоха актерского мастерства, перечислять надо бы весь состав. Горжусь, что в Самозванце под гримом сразу углядел самого Ивана Дмитриева. Но вроде ошибся с Кашпуром: мне показалось, это он играет кукольника в сцене с бибабо на ярмарке под балалайку (кадр №2) - но сам артист 1926 г. рождения, и здесь ему всего 24 года. Даже его физиономически похожий Юродивый в Сурикове уже на 9 лет старше. Кстати, показалось, что сама ярмарка с церковью на заднем плане - это снимали в Мурино, что выглядит естественным для Ленфильма.
Мусоргский не написал Хованщину. Писал, но не написал. Как нас учили, спился и умер. Зато написал и Картинки, и Детскую, и Песни и Пляски Смерти, и еще много чего. Сценарий облагородил портрет великого композитора. И правильно: наше восхищение остается с Мусоргским навсегда.
Но Музыка! Но Актеры! Ух!
Интерьеры и улицы Петербурга создают необходимый антураж, погружаясь в который, начинаешь воспринимать музыку великого композитора ещё полнее, ибо становишься
на какое-то время его современником...
Фильму ставлю 8 баллов и очень сожалею, что в нём так и не прозвучал "Рассвет на Москве-реке" из "Хованщины"...
Добавлено
В фильме Борисов и Черкасов бесподобны, возможно это их лучшие роли в кино.
Добавлено