фильм бесподобен! он далеко опередил своё время. замечательная операторская работа. отлично снято! отлично сыграно! отлично сделано!
насчёт правдивости сюжета сказать ничего не могу - я не историк.
но если рассматривать фильм только как художественный фильм - он превосходен
Фильм не просто плох, он лжив и претенциозен. Но другого было невозможно ожидать на заре советского кинематографа. Подписываюсь под каждым словом в Википедии.
Евгения Вячеславовна (Старый Оскол)17.05.2015 - 01:39:20
Владимир Владимирович в своём репертуаре :))
"В купе поезда, отвозившего меня в Москву после выхода на экран «Поэта и царя», я случайно встретил Маяковского. Наклонив голову и упёршись в меня своими чёрными глазами, он начал с того, что упрекнул меня в потрафлении мещанскими вкусам…"
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста. М.: Искусство, 1960.
[Отзыв >>]
"У нас и хвалят и ругают картины Совкино. Вот возьмите картину «Поэт и царь». Нравится картина... Но если вдуматься, какая дичь, какое безобразие эта картина. Возьмите просто такие вещи. Сначала с бытовой стороны... Выводится образ наиболее замечательнейшего за всё время существования России поэта, и поэта с замечательной биографией, т. е. человека очень сложного. Я спрашивал у людей, которые пишут стихи, — как они это делают... По-различному... Но во всяком случае — дурацкие взъерошенные волосы, отводя левую ножку в сторону, сесть к столику и сразу написать блестящее стихотворение:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа...
— это есть потрафление самому пошлому представлению о поэте, которое может быть у самых пошлых людей... (Аплодисменты.)
Или возьмите следующее. Пушкин был революционер для своего времени. И вот Пушкин, в присутствии воспитателя царских детей Жуковского, в кругу общества, за которым наблюдает шеф жандармов, читает свои революционные стихотворения, и ему Жуковский аплодирует. Это перегиб палки, и он идеологически в корне подрезает всякий смысл этой картины. Бухарин в «Злых заметках» говорит о схемах. Вы здесь дали схему. Мы знаем Пушкина бабника, весельчака, гуляку, пьяницу... Что же нам даётся?Какая-то бонна в штанах... (смех), которая катает детей. Вот высушенная схема... Хорошее представление о Пушкине!.. Каково историческое значение, историческая ценность?.. Пушкин с императором — на фоне памятника, который поставлен Антокольским 35 лет назад. Мне сказал это Шкловский... Вот историческая художественная ценность этой картины. Бросим валять дурака. Картина от начала до конца плоха и не может иначе быть. Так будет независимо ни от чего, если будет ставить Гардин..."
Владимир Владимирович Маяковский
Выступления на диспуте "Пути и политика Совкино" 15 октября 1927 года
http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l65/m65-071-.htm
То есть - показать Пушкина бабником нормально, а играющего с детьми - нет?! :((
Отзыв
«Коммерческий успех превысил все ожидания Совкино. Так в Ленинграде за две недели постановки «Поэт и царь» кассовая выручка дала 96.000 рублей. В Новосибирске эта картина привлекла 25.710 зрителей и дала сбор в 9.580 рублей».
В г. Твери фильм посмотрели 20.000 человек.
«За 15 дней демонстрирования картины «Поэт и царь» кинотеатр «Арс» посетило 16000 человек»
«Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 14/Х – 27 г.
«За шесть дней демонстрации этой картины в Москве через пять кино прошло 113.000 зрителей»
«Рабочая Москва», 30/IХ – 27 г. 4 «Поэт и царь» стал прокатным лидером
http://human.snauka.ru/2014/02/6012
[Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм >>]
«С щедростью, достойной лучшего применения, показаны помещичьи и царские дворцы, дворцовый этикет, балы и царско-сельские фонтаны». «Бакинский рабочий», 15/IV – 27 г.
«Весь фокус внимания сценариста и режиссера устремлен на стиль эпохи, на ее «красивость». «Рабочая правда», Тифлис, 1/VI – 27 г.
В. Шкловский:
«Гардин хороший режиссёр. В «Поэте и царе» есть хорошие места: хорошо смонтирован гнев Пушкина, есть хорошее в смерти. Картина могла бы быть хорошей. Между тем она отвратительна. Всё, что насюсюкано о Пушкине за сто лет, всё есть в ленте».
М. Бабенчиков:
«Отмечаю первое, что бросается в глаза. Памятник Петру I, работы Антокольского, поставленный перед Монплезиром в Петергофе во второй половине н. с., никак не мог служить местом встречи Николая I и Пушкина… Значительно не совпадают с эпохой… женские моды…»
В. Вересаев:
«…Сценическое воплощение темы даёт впечатление удовлетворяющее... Самым резко-отрицательным образом приходится высказаться о сценарии. Он – не талантлив, лишён стержня, хаотичен. Главное же – исполнен грубейшего дилетантизма, переходящего в форменное невежество... Конечно, Пушкин был совсем не такой. Трагедия его была гораздо тоньше, глубже и страшнее, чем изображает фильма...»
http://human.snauka.ru/2014/02/6012
Жданова В.А. Прочерк. О фильме «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6012 (дата обращения: 26.04.2015).
Спасибо Варваре Александровне за познавательную статью об этом фильме.
Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм
"В 1927 году Николай Черкасов дебютирует в кино. Немая картина «Поэт и царь» станет первой биографическим фильмом в его карьере. Актер, к которому великий Сергей Эйзенштейн обращался не иначе как «царь» или «царюга», на этот раз сыграл брадобрея".
http://cinema.mosfilm.ru/persons/persona/Aktyory/cherkasov_2545/
"Новая звезда немого кино зажглась в 1920-е годы. Екатеринодарка Ирина Володко была не только кумиром советских зрителей - кинофильм "Поэт и царь", где она сыграла Наталью Гончарову, бил рекорды кассовых сборов за границей. Однако имя актрисы на долгие годы было забыто...
Режиссёр Гардин вспоминал: "Чувствительность её была потрясающая! В сцене смерти Пушкина она никак не могла заплакать. Тогда я распорядился дать музыку - Шестую симфонию Чайковского. И... она так разрыдалась над умирающим мужем! Мы все плакали - и режиссёры, и артисты"".
http://www.rg.ru/2009/01/22/reg-kuban/volodko.html
Евгения Вячеславовна (Старый Оскол)16.05.2015 - 19:59:24
Нэд,
Да, и ещё. На Википедии указана версия в 137 мин., а я видел версию в 76 мин. И возникает такой вопрос: на Википедии ли ошибка или этот час вообще не сохранился или он сохранился, но не вошёл в версию 68-го года (а вообще - сохранилась ли версия 27-го года?)
Русская версия вики весьма и весьма специфична :)), грешный человек - я её не жалую и собираю оттудова перлы :))
Лично я видела версию этого чудного фильма (поклонница немого синема) - ровно 85 минуточек. Прочла Вас и заинтересовалась вопросом :)) Выяснила, делюсь :))
Прокат: Прометей-фильм, Берлин
Премьера в Берлине (D): 29.11.1927, Берлин (Дворец Феба (Фебус-паласт))
Течнические параметры (формат): 35 мм, чёрно-белое кино, немое, с русскими субтитрами, синхронный перевод на английский язык
Длительность: 86 минут
Фортепианное сопровождение: Герхард Грубер*
(здесь и далее - перевод мой)
Более того - там даже даётся цитата известной рецензии на этот фильм! (вот люблю я дотошность немцев :)) )
"Исторический роскошный фильм, так же как "КАЗАНОВА"**, так же как "НАПОЛЕОН"***… . Итак, в высшей степени правдоподобное и пользующееся спросом, доставляющее удовольствие зрелище. … Публика охотно смотрит нечто в этом духе, этот фильм - отрасль кино, которая должна получать прибыль … . И если вы мне сейчас на этом самом месте возразите - "да разрази тебя гром!" (если вы убьёте меня - игра слов - прим. моё) - идите вон!: если вы переделали одну шестую часть Земли, заразили три четверти мира мятежом, чтобы создавать позже такие вот фильмы, то вы можете вызывать у меня лишь сожаление". (Вилли Хаас****, Кино-курьер, № 283, 30.11.1927)
Удивительно, но придирчивый киношный режиссёр из Германии обвиняет фильм в том же, что и советские пушкиноведы того времени и полвека позже! - дескать, типичный коммерческий байопик в стиле голливудских блокбастеров того времени! Однако, простая публика и в советское время - 1927 году и тогдашняя немецкая публика фильм любили - это они тоже признают. Сейчас этот фильм так же имеет своих поклонников во всём мире :)) Всё как всегда :))
"...Слабые стороны первой ленинградской кинопостановки о Пушкине — фильма «Поэт и царь» — во многом объяснялись тем, что советское пушкиноведение было к 1926 году слишком молодо и могло сообщить авторам сравнительно небольшой запас фактов... В нашей общей и кинематографической печати давно уже принято давать фильму «Поэт и царь» резко отрицательную оценку.Говорилось, что картина потакала обывательским вкусам и вместо судьбы Пушкина показывала великосветские балы и петергофские фонтаны. Авторы картины могли бы, пожалуй, возразить, что наличие в ней одного придворного бала и одной прогулки в Петергофе определено самим историческим материалом. Разве не общеизвестно, что последний период своей жизни Пушкин вынужден был с женой бывать на балах при дворе? Конечно, любой великосветский праздник можно снять по-разному. Многое в этих сценах было действительно лишено вкуса и элементарного такта (скажем, Пушкин, осыпаемый розами). Вернее всего режиссёра В. Гардина беспокоило характерное для тех лет стремление сравняться в постановочном блеске с монументальными американскими и германскими кинофильмами, шедшими тогда на наших экранах («Нетерпимость», «Скарамуш», «Лукреция Борджиа»). Но нам представляется, что наиболее уязвимые места «Поэта и царя» лежат в совершенно иной плоскости. Вряд ли правильно совершенно зачеркнуть в истории кино фильм, авторы которого (В. Гардин и Е. Червяков) вскоре вошли в передовую шеренгу мастеров (первый — как отличный киноактёр, второй — как замечательный постановщик). Ошибки их были связаны с полным отсутствием опыта в области историко-биографического жанра. Ведь «Поэт и царь» — не только первая картина о Пушкине***** (это обстоятельство не отрицают даже самые непреклонные её хулители), но, если не считать выпущенного несколько раньше «Степана Халтурина», первая советская историко-биографическая кинопостановка вообще."
Н.Н. ЕФИМОВ "БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ О ПУШКИНЕ"
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm
В книге Н. А. Лебедева «Очерки истории кино СССР» (изд. 2, изд. «Искусство», М., 1965) отмечается, что с основной задачей фильма авторы не справились, но признаётся, что «фильм имел известное культурно-просветительное значение», что он «привлекал зрителя своей темой» и «был одной из наиболее посещаемых картин тех лет» "
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm
Примечания:
* Герхард Грубер - современный композитор и пианист, пишет музыкальное сопровождение к старым немым фильмам
** "Казанова" (1927) - французский фильм с нашим несравненным Иваном Мозжухиным в главной роли
*** "Наполеон" (1927) - французский фильм с загадочно-пленительным Альбертом Дьёдонне
**** Вилли Хаас - немецкий кинорежиссёр (6 июля 1891 — 4 сентября 1973 года)
***** Вообще-то первая картина о Пушкине была создана ещё в 1910 - "Жизнь и смерть Пушкина" (Российская Империя)
Но оно понятно - до нас хоть потоп :(( Почему нельзя было сразу написать - "первая советская историко-биографическая кинопостановка вообще"?! :((((( Ох, уж времена...
на "Википедии" просто глупая статья про фильм; сам фильм - замечательный. Невероятно повезло посмотреть его в востановленном варианте 6 марта 2013 г. по телеканалу "Культура", находясь в доме 14 на набережной Мойки (дом Пущиных, сейчас там отель); квартира-музей Пушкина, куда его привезли после дуэли, в доме 12. В фильме масса интересных моментов; версия роли Николая I в трагический событиях зимы 1836-37 годов подробно изложена у Алексея Новикова в романе "Последний год" (книга - отличное противоядие на различные спекуляции монархически настроенных ресурсов с темой "Пушкин за самодержавие"); один из самых запоминающихся кадров - прямая речь Пушкина:
черт меня дернул родиться с душой и талантом в России;
проклятое время, проклятые люди..
Счастливый Вы, Нэд, человек - видели этот фильм. Я его, правда, тоже видел, но было это лет 30 назад, не меньше. Хотел бы его себе в коллекцию - да где там :(. Одна надежда на канал "Культура" - показали же они в конце концов "Конвейер смерти" Пырьева, и ретроспектива русского дореволюционного кино недавно была.
Фильм на самом деле отличный. Замечательны сцены светских балов, особенно прогулки у фонтанов. Приятно было увидеть в фильме Гоголя и Крылова. Червяков прекрасно вжился в образ поэта, а Каренин - в образ царя. Превосходно восстановлена историческая эпоха. Отлично снята сцена дуэли (дабы подчеркнуть драматический накал, в ней полностью отсутствует музыка - только шум ветра). Музыка в версии 68-го года полностью подходит фильму. Единственное замечание по поводу этой озвучки - совершенно лишнее предисловие, принижающее фильм, а также закадровый текст, несколько раз зачитывающий стихи Пушкина. Против его стихов я, конечно, ничего не имею, но немое кино предполагает полное отсутствие голоса, чего я не заметил.
P.S. Да, и ещё. На Википедии указана версия в 137 мин., а я видел версию в 76 мин. И возникает такой вопрос: на Википедии ли ошибка или этот час вообще не сохранился или он сохранился, но не вошёл в версию 68-го года (а вообще - сохранилась ли версия 27-го года?)
отзывы
насчёт правдивости сюжета сказать ничего не могу - я не историк.
но если рассматривать фильм только как художественный фильм - он превосходен
А давно эта самая википедия стала авторитетным источником?
"В купе поезда, отвозившего меня в Москву после выхода на экран «Поэта и царя», я случайно встретил Маяковского. Наклонив голову и упёршись в меня своими чёрными глазами, он начал с того, что упрекнул меня в потрафлении мещанскими вкусам…"
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста. М.: Искусство, 1960.
«Коммерческий успех превысил все ожидания Совкино. Так в Ленинграде за две недели постановки «Поэт и царь» кассовая выручка дала 96.000 рублей. В Новосибирске эта картина привлекла 25.710 зрителей и дала сбор в 9.580 рублей».
В г. Твери фильм посмотрели 20.000 человек.
«За 15 дней демонстрирования картины «Поэт и царь» кинотеатр «Арс» посетило 16000 человек»
«Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 14/Х – 27 г.
«За шесть дней демонстрации этой картины в Москве через пять кино прошло 113.000 зрителей»
«Рабочая Москва», 30/IХ – 27 г. 4
«Поэт и царь» стал прокатным лидером
http://human.snauka.ru/2014/02/6012
"В 1927 году Николай Черкасов дебютирует в кино. Немая картина «Поэт и царь» станет первой биографическим фильмом в его карьере. Актер, к которому великий Сергей Эйзенштейн обращался не иначе как «царь» или «царюга», на этот раз сыграл брадобрея".
http://cinema.mosfilm.ru/persons/persona/Aktyory/cherkasov_2545/
"Новая звезда немого кино зажглась в 1920-е годы. Екатеринодарка Ирина Володко была не только кумиром советских зрителей - кинофильм "Поэт и царь", где она сыграла Наталью Гончарову, бил рекорды кассовых сборов за границей. Однако имя актрисы на долгие годы было забыто...
Режиссёр Гардин вспоминал: "Чувствительность её была потрясающая! В сцене смерти Пушкина она никак не могла заплакать. Тогда я распорядился дать музыку - Шестую симфонию Чайковского. И... она так разрыдалась над умирающим мужем! Мы все плакали - и режиссёры, и артисты"".
http://www.rg.ru/2009/01/22/reg-kuban/volodko.html
Лично я видела версию этого чудного фильма (поклонница немого синема) - ровно 85 минуточек. Прочла Вас и заинтересовалась вопросом :)) Выяснила, делюсь :))
черт меня дернул родиться с душой и талантом в России;
проклятое время, проклятые люди..
P.S. Да, и ещё. На Википедии указана версия в 137 мин., а я видел версию в 76 мин. И возникает такой вопрос: на Википедии ли ошибка или этот час вообще не сохранился или он сохранился, но не вошёл в версию 68-го года (а вообще - сохранилась ли версия 27-го года?)