Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Поэт и царь кадры из фильма
Другое название
Царь и поэт
Год
1927
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  9.231 / 13 голосов

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

9
 
А кто сыграл роль Смирдина в этом фильме?
8
 
фильм бесподобен! он далеко опередил своё время. замечательная операторская работа. отлично снято! отлично сыграно! отлично сделано!
насчёт правдивости сюжета сказать ничего не могу - я не историк.
но если рассматривать фильм только как художественный фильм - он превосходен
7
 
То: № 6vujhm
А давно эта самая википедия стала авторитетным источником?
6
 
Фильм не просто плох, он лжив и претенциозен. Но другого было невозможно ожидать на заре советского кинематографа. Подписываюсь под каждым словом в Википедии.
5
 
Владимир Владимирович в своём репертуаре :))

"В купе поезда, отвозившего меня в Москву после выхода на экран «Поэта и царя», я случайно встретил Маяковского. Наклонив голову и упёршись в меня своими чёрными глазами, он начал с того, что упрекнул меня в потрафлении мещанскими вкусам…"
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста. М.: Искусство, 1960.

[Отзыв >>]
"У нас и хвалят и ругают картины Совкино. Вот возьмите картину «Поэт и царь». Нравится картина... Но если вдуматься, какая дичь, какое безобразие эта картина. Возьмите просто такие вещи. Сначала с бытовой стороны... Выводится образ наиболее замечательнейшего за всё время существования России поэта, и поэта с замечательной биографией, т. е. человека очень сложного. Я спрашивал у людей, которые пишут стихи, — как они это делают... По-различному... Но во всяком случае — дурацкие взъерошенные волосы, отводя левую ножку в сторону, сесть к столику и сразу написать блестящее стихотворение:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа...

— это есть потрафление самому пошлому представлению о поэте, которое может быть у самых пошлых людей... (Аплодисменты.)
Или возьмите следующее. Пушкин был революционер для своего времени. И вот Пушкин, в присутствии воспитателя царских детей Жуковского, в кругу общества, за которым наблюдает шеф жандармов, читает свои революционные стихотворения, и ему Жуковский аплодирует. Это перегиб палки, и он идеологически в корне подрезает всякий смысл этой картины. Бухарин в «Злых заметках» говорит о схемах. Вы здесь дали схему. Мы знаем Пушкина бабника, весельчака, гуляку, пьяницу... Что же нам даётся? Какая-то бонна в штанах... (смех), которая катает детей. Вот высушенная схема... Хорошее представление о Пушкине!.. Каково историческое значение, историческая ценность?.. Пушкин с императором — на фоне памятника, который поставлен Антокольским 35 лет назад. Мне сказал это Шкловский... Вот историческая художественная ценность этой картины. Бросим валять дурака. Картина от начала до конца плоха и не может иначе быть. Так будет независимо ни от чего, если будет ставить Гардин..."
Владимир Владимирович Маяковский
Выступления на диспуте "Пути и политика Совкино" 15 октября 1927 года
http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l65/m65-071-.htm

То есть - показать Пушкина бабником нормально, а играющего с детьми - нет?! :((
Отзыв

«Коммерческий успех превысил все ожидания Совкино. Так в Ленинграде за две недели постановки «Поэт и царь» кассовая выручка дала 96.000 рублей. В Новосибирске эта картина привлекла 25.710 зрителей и дала сбор в 9.580 рублей».
В г. Твери фильм посмотрели 20.000 человек.
«За 15 дней демонстрирования картины «Поэт и царь» кинотеатр «Арс» посетило 16000 человек»
«Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 14/Х – 27 г.
«За шесть дней демонстрации этой картины в Москве через пять кино прошло 113.000 зрителей»
«Рабочая Москва», 30/IХ – 27 г. 4

«Поэт и царь» стал прокатным лидером
http://human.snauka.ru/2014/02/6012

[Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм >>]
«С щедростью, достойной лучшего применения, показаны помещичьи и царские дворцы, дворцовый этикет, балы и царско-сельские фонтаны».
«Бакинский рабочий», 15/IV – 27 г.

«Весь фокус внимания сценариста и режиссера устремлен на стиль эпохи, на ее «красивость».
«Рабочая правда», Тифлис, 1/VI – 27 г.

В. Шкловский:
«Гардин хороший режиссёр. В «Поэте и царе» есть хорошие места: хорошо смонтирован гнев Пушкина, есть хорошее в смерти. Картина могла бы быть хорошей. Между тем она отвратительна. Всё, что насюсюкано о Пушкине за сто лет, всё есть в ленте».

М. Бабенчиков:
«Отмечаю первое, что бросается в глаза. Памятник Петру I, работы Антокольского, поставленный перед Монплезиром в Петергофе во второй половине н. с., никак не мог служить местом встречи Николая I и Пушкина… Значительно не совпадают с эпохой… женские моды…»

В. Вересаев:
«…Сценическое воплощение темы даёт впечатление удовлетворяющее... Самым резко-отрицательным образом приходится высказаться о сценарии. Он – не талантлив, лишён стержня, хаотичен. Главное же – исполнен грубейшего дилетантизма, переходящего в форменное невежество... Конечно, Пушкин был совсем не такой. Трагедия его была гораздо тоньше, глубже и страшнее, чем изображает фильма...»
http://human.snauka.ru/2014/02/6012

Жданова В.А. Прочерк. О фильме «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6012 (дата обращения: 26.04.2015).

Спасибо Варваре Александровне за познавательную статью об этом фильме.
Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм

"В 1927 году Николай Черкасов дебютирует в кино. Немая картина «Поэт и царь» станет первой биографическим фильмом в его карьере. Актер, к которому великий Сергей Эйзенштейн обращался не иначе как «царь» или «царюга», на этот раз сыграл брадобрея".
http://cinema.mosfilm.ru/persons/persona/Aktyory/cherkasov_2545/

"Новая звезда немого кино зажглась в 1920-е годы. Екатеринодарка Ирина Володко была не только кумиром советских зрителей - кинофильм "Поэт и царь", где она сыграла Наталью Гончарову, бил рекорды кассовых сборов за границей. Однако имя актрисы на долгие годы было забыто...
Режиссёр Гардин вспоминал: "Чувствительность её была потрясающая! В сцене смерти Пушкина она никак не могла заплакать. Тогда я распорядился дать музыку - Шестую симфонию Чайковского. И... она так разрыдалась над умирающим мужем! Мы все плакали - и режиссёры, и артисты"".
http://www.rg.ru/2009/01/22/reg-kuban/volodko.html
4
 
Нэд,

Да, и ещё. На Википедии указана версия в 137 мин., а я видел версию в 76 мин. И возникает такой вопрос: на Википедии ли ошибка или этот час вообще не сохранился или он сохранился, но не вошёл в версию 68-го года (а вообще - сохранилась ли версия 27-го года?)
Русская версия вики весьма и весьма специфична :)), грешный человек - я её не жалую и собираю оттудова перлы :))

Лично я видела версию этого чудного фильма (поклонница немого синема) - ровно 85 минуточек. Прочла Вас и заинтересовалась вопросом :)) Выяснила, делюсь :))

[Расследование :)) >>]

Сайт, где почерпнула информацию (там, кстати, описание больше 480 немых фильмов!)

http://www.stummfilm.at/Poet_i_Zar-Zar_und_Dichter.html

Прокат: Прометей-фильм, Берлин
Премьера в Берлине (D): 29.11.1927, Берлин (Дворец Феба (Фебус-паласт))
Течнические параметры (формат): 35 мм, чёрно-белое кино, немое, с русскими субтитрами, синхронный перевод на английский язык
Длительность: 86 минут
Фортепианное сопровождение: Герхард Грубер*
(здесь и далее - перевод мой)

Более того - там даже даётся цитата известной рецензии на этот фильм! (вот люблю я дотошность немцев :)) )

"Исторический роскошный фильм, так же как "КАЗАНОВА"**, так же как "НАПОЛЕОН"***… . Итак, в высшей степени правдоподобное и пользующееся спросом, доставляющее удовольствие зрелище. … Публика охотно смотрит нечто в этом духе, этот фильм - отрасль кино, которая должна получать прибыль … . И если вы мне сейчас на этом самом месте возразите - "да разрази тебя гром!" (если вы убьёте меня - игра слов - прим. моё) - идите вон!: если вы переделали одну шестую часть Земли, заразили три четверти мира мятежом, чтобы создавать позже такие вот фильмы, то вы можете вызывать у меня лишь сожаление". (Вилли Хаас****, Кино-курьер, № 283, 30.11.1927)

Удивительно, но придирчивый киношный режиссёр из Германии обвиняет фильм в том же, что и советские пушкиноведы того времени и полвека позже! - дескать, типичный коммерческий байопик в стиле голливудских блокбастеров того времени! Однако, простая публика и в советское время - 1927 году и тогдашняя немецкая публика фильм любили - это они тоже признают. Сейчас этот фильм так же имеет своих поклонников во всём мире :)) Всё как всегда :))

"...Слабые стороны первой ленинградской кинопостановки о Пушкине — фильма «Поэт и царь» — во многом объяснялись тем, что советское пушкиноведение было к 1926 году слишком молодо и могло сообщить авторам сравнительно небольшой запас фактов... В нашей общей и кинематографической печати давно уже принято давать фильму «Поэт и царь» резко отрицательную оценку. Говорилось, что картина потакала обывательским вкусам и вместо судьбы Пушкина показывала великосветские балы и петергофские фонтаны. Авторы картины могли бы, пожалуй, возразить, что наличие в ней одного придворного бала и одной прогулки в Петергофе определено самим историческим материалом. Разве не общеизвестно, что последний период своей жизни Пушкин вынужден был с женой бывать на балах при дворе? Конечно, любой великосветский праздник можно снять по-разному. Многое в этих сценах было действительно лишено вкуса и элементарного такта (скажем, Пушкин, осыпаемый розами). Вернее всего режиссёра В. Гардина беспокоило характерное для тех лет стремление сравняться в постановочном блеске с монументальными американскими и германскими кинофильмами, шедшими тогда на наших экранах («Нетерпимость», «Скарамуш», «Лукреция Борджиа»). Но нам представляется, что наиболее уязвимые места «Поэта и царя» лежат в совершенно иной плоскости. Вряд ли правильно совершенно зачеркнуть в истории кино фильм, авторы которого (В. Гардин и Е. Червяков) вскоре вошли в передовую шеренгу мастеров (первый — как отличный киноактёр, второй — как замечательный постановщик). Ошибки их были связаны с полным отсутствием опыта в области историко-биографического жанра. Ведь «Поэт и царь» — не только первая картина о Пушкине***** (это обстоятельство не отрицают даже самые непреклонные её хулители), но, если не считать выпущенного несколько раньше «Степана Халтурина», первая советская историко-биографическая кинопостановка вообще."
Н.Н. ЕФИМОВ "БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ О ПУШКИНЕ"
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm

В книге Н. А. Лебедева «Очерки истории кино СССР» (изд. 2, изд. «Искусство», М., 1965) отмечается, что с основной задачей фильма авторы не справились, но признаётся, что «фильм имел известное культурно-просветительное значение», что он «привлекал зрителя своей темой» и «был одной из наиболее посещаемых картин тех лет» "
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm

Примечания:

* Герхард Грубер - современный композитор и пианист, пишет музыкальное сопровождение к старым немым фильмам
** "Казанова" (1927) - французский фильм с нашим несравненным Иваном Мозжухиным в главной роли
*** "Наполеон" (1927) - французский фильм с загадочно-пленительным Альбертом Дьёдонне
**** Вилли Хаас - немецкий кинорежиссёр (6 июля 1891 — 4 сентября 1973 года)
***** Вообще-то первая картина о Пушкине была создана ещё в 1910 - "Жизнь и смерть Пушкина" (Российская Империя)

Но оно понятно - до нас хоть потоп :(( Почему нельзя было сразу написать - "первая советская историко-биографическая кинопостановка вообще"?! :((((( Ох, уж времена...

Уф, всё! :))
Расследование :))

сообщение было отредактировано в 20:15
3
 
на "Википедии" просто глупая статья про фильм; сам фильм - замечательный. Невероятно повезло посмотреть его в востановленном варианте 6 марта 2013 г. по телеканалу "Культура", находясь в доме 14 на набережной Мойки (дом Пущиных, сейчас там отель); квартира-музей Пушкина, куда его привезли после дуэли, в доме 12. В фильме масса интересных моментов; версия роли Николая I в трагический событиях зимы 1836-37 годов подробно изложена у Алексея Новикова в романе "Последний год" (книга - отличное противоядие на различные спекуляции монархически настроенных ресурсов с темой "Пушкин за самодержавие"); один из самых запоминающихся кадров - прямая речь Пушкина:

черт меня дернул родиться с душой и талантом в России;
проклятое время, проклятые люди..
2
 
Счастливый Вы, Нэд, человек - видели этот фильм. Я его, правда, тоже видел, но было это лет 30 назад, не меньше. Хотел бы его себе в коллекцию - да где там :(. Одна надежда на канал "Культура" - показали же они в конце концов "Конвейер смерти" Пырьева, и ретроспектива русского дореволюционного кино недавно была.
1
 
Фильм на самом деле отличный. Замечательны сцены светских балов, особенно прогулки у фонтанов. Приятно было увидеть в фильме Гоголя и Крылова. Червяков прекрасно вжился в образ поэта, а Каренин - в образ царя. Превосходно восстановлена историческая эпоха. Отлично снята сцена дуэли (дабы подчеркнуть драматический накал, в ней полностью отсутствует музыка - только шум ветра). Музыка в версии 68-го года полностью подходит фильму. Единственное замечание по поводу этой озвучки - совершенно лишнее предисловие, принижающее фильм, а также закадровый текст, несколько раз зачитывающий стихи Пушкина. Против его стихов я, конечно, ничего не имею, но немое кино предполагает полное отсутствие голоса, чего я не заметил.
P.S. Да, и ещё. На Википедии указана версия в 137 мин., а я видел версию в 76 мин. И возникает такой вопрос: на Википедии ли ошибка или этот час вообще не сохранился или он сохранился, но не вошёл в версию 68-го года (а вообще - сохранилась ли версия 27-го года?)
сообщение было отредактировано в 19:21

Поэт и царь (1927): новости >>

Афиша кино >>

биография, драма
Китай, Великобритания, Италия, 1987
комедия, роуд-муви
Россия, 2025
фильм-концерт
Россия, 2024
драма, комедия, фильм о животных, экранизация
США, 2024
романтическая комедия
Россия, 2025
боевик, драма, научная фантастика, триллер, фэнтези
Япония, 2004
фильм ужасов
Колумбия, США, 2025
криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2025
комедия, нуар (черный фильм), триллер
Бельгия, Франция, 2024
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Бельгия, Франция, 2024
биография, семейное кино, спортивный фильм
США, 2016
фэнтези, экранизация
Южная Корея, США, 2025
боевик, приключения
Марокко, США, 2025
экранизация
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram