Любителям кино, родившимся, скажем, в I960 году, имя Константина Воинова вряд ли что-то говорит. А ведь было время, когда газеты и журналы посвящали немалую часть своей вечно дефицитной площади рецензиям на его нашумевший фильм «Женитьба Бальзаминова (1965) — экранизацию комедии А.Н.Островского с Георгием Вициным в заглавной роли. Прекрасный актерский ансамбль, огромный зрительский успех. Увы. ничего подобного режиссеру не удилось поставить ни в 70-е, ни в 80-е годы... Его фильмы уже не вызывали бурных дискуссий в прессе, да и в прокате проходили незаметно. Словом, поклонники его талантливой «Женитьбы...» пребывали в полной уверенности, что Константин Воинов, что называется, «выдохся»...
Однако его комедия «Шапка», поставленная по повести Владимира Войновича, неожиданно доказала, что и в семьдесят два года можно обрести второе творческое дыхание. В фильме собран редкий «звездный» ансамбль, подтверждающий репутацию К. Воинова как «актерского режиссера»: Владимир Ильин и Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Евстигнеев и Вячеслав Невинный, Олег Ефремов и Олег Табаков. Армен Джигарханян н Игорь Владимиров... Но хорошие актеры были и в других картинах К. Воинова. Остроумная, сатирически едкая проза В. Войновича позволила режиссеру полностью окунуться и столь любимую им атмосферу театрализованной игры, по которой он явно соскучился, снимай академично-пиететную экранизацию тургеневскою «Рудина» (1977).
Владимир Ильин, запомнившийся зрителям но главной роли в фильме Е. Цимбала «Защитник Седов», в гротесковой комедийной ситуации играет драму «маленького человека», у которого иссякло терпение быть послушным винтиком в механизме тоталитарно-бюрократической системы. Хорош О. Ефремов, герой которого — писательский чиновник, чувствует себя в этой самой системе как рыба и воде, скрывая под показным демократизмом и добродушием «аппаратную» жесткость и бесчеловечность. Евгений Весник, напротив, вполне сочувственно играет писателя-сказочника, в котором иронично сочетается дружеское участие к гонимому другу с гневными официальными разоблачениями того же друга на заседании секретариата...
При всей фантасмагоричности сюжета за каждым персонажем «Шапки» стоят конкретные писательские, да и не только писательские судьбы. На экране разворачивается впечатляющий образ Системы, где унижение человеческого достоинства стало обязательным правилом, где люди делятся на тех, кто приближен к «кормушке», и тех кто отлучен от нее, где ни кухнях режут правду-матку своим женам, мужьям, любовницам и приятелям, а утром вновь «в едином порыве» голосуют «за», кричат «ура» и «да здравствует!». - «Шапка» Константина Воинова — по-настоящему смешная комедия. В иных сценах актеры, сохраняя дистанцию между собой и персонажами, как бы подмигивают зрителю, приглашая его на своего рода «капустник». Ведомые уверенной рукой режиссера, они гармонично исполняют собственные партии, не стягивая на себя «одеяло» единоличного успеха. Получилась крепкая, добротная картина, которую, на мой взгляд, ожидает зрительский успех. Во всяком случае, сам Владимир Войнович, ставший одним из первых зрителей «Шапки», судя по его выступлению в столичном Доме кинематографистов, остался фильмом доволен...
Александр Федоров
Опубликовано в журнале «Мнения» (Москва). 1990. № 4.
обсуждение >>