Спасибо за объяснения! Немного почитала об Эросе и Агапе в Википедии, но всё-таки у тебя вышло понятнее и интересней.
Спасибо на добром слове! :) Хотя Лель и Эрот - персонажи разных мифов, и славянский бог заметно отличается от греческого характером и внешностью, думаю, у них немало общего.
Не помню, к сожалению, кто написал этот стишок, но текст хорошо запомнился с детства и тоже наводит на некоторые размышления. :)
Я раньше такого стишка не слышала, но у меня по этому поводу возникла мысль: возможно, Лель и Мизгирь думали не о том, как вернуть тепло в страну берендеев, а о том, как очаровать девушку? И Снегурочка сначала почувствовала радость от того, что её любят, а уже потом открыла это счастье - любить самой? Когда читала пьесу, было грустно от того, что по роковой случайности Снегурочка первым встретила Мизгиря, который предлагал ей золото, ведь все его богатства не стоят одной песни Леля... Кстати, у Островского она полюбила Леля раньше, чем вдохнула аромат волшебного венка, и ради него отправилась к озеру: "Сменяюсь я любовью на любовь, но не с тобой, Мизгирь!" Имя "Мизгирь" тоже говорящее, оно означает "паук".
Сказку в стихах, о которой я вспоминала, оказывается, написала не Елена Благинина, а украинская поэтесса Наталья Забила. Правда, в сети эту сказку пока найти не могу.
Но разница между «христианской» и «языческой» жертвой, конечно же, есть. В последнем из случаев, к сожалению, нет воскрешения: здесь просто избавляются от того, что или мешает, либо в чём-то неполноценно.
И в этом случае создаётся впечатление, что главным в сказке был не выбор Снегурочки (ведь она могла попросить у матери всё, что угодно, но выбрала любовь), а вражда Мороза и Ярилы, которая погубила девушку.
Агапе - жертвенная, бескорыстная любовь, смысл её - нести ближним радость и свет. Она, в отличие от Эроса, направлена не на одного человека, а на многих.
Спасибо за объяснения! Немного почитала об Эросе и Агапе в Википедии, но всё-таки у тебя вышло понятнее и интересней.
Возможно, так и было задумано режиссёром: готовность Снегурочки пожертвовать собой оказывается уже достаточной, чтобы вернуть тепло.
«Растаяла снежная баба, кончина
Случилась, хотя и мороз лютовал.
А в чём же причина? Да льстивый мужчина
Снегурочкой снежную бабу назвал!»
Не помню, к сожалению, кто написал этот стишок, но текст хорошо запомнился с детства и тоже наводит на некоторые размышления. :)
У меня сразу же после чтения пьесы возник вопрос: действительно ли тепло приходит в души берендеев?
Не знаю. Но разница между «христианской» и «языческой» жертвой, конечно же, есть. В последнем из случаев, к сожалению, нет воскрешения: здесь просто избавляются от того, что или мешает, либо в чём-то неполноценно.
Я мало или ничего не знаю об этих героях, тем более трудно понять выражение. Быть может, ты его объяснишь? :)
Да, конечно. Дело в том, что это - греческие слова, оба они означают "любовь". Эрос - телесное влечение между юношей и девушкой, "любовь земная", страсть. Богом такой Любви был Эрот (давший имя этому чувству), у римлян - Купидон или Амур. Вмешательство его в мифах иногда заканчивалось печально, он был своенравен и порою жесток. Стрелы Эрота сыграли роковую роль в истории Медеи и Ясона и в судьбе Дидоны. У славян, кстати, похожую функцию выполнял вечно юный бог Лель, сын златокудрой Лады (очевидно, Островский неслучайно дал его имя своему герою). Но Лель в славянской мифологии отличался более мягким нравом, в его руках - не лук со стрелами, а факел, рассыпающий искры, от которых в сердцах жениха и невесты возгорается пламя любви. Агапе - жертвенная, бескорыстная любовь, смысл её - нести ближним радость и свет. Она, в отличие от Эроса, направлена не на одного человека, а на многих.
А, может, она просто почувствовала большое удовольствие от любви, сама же никуда не исчезла, а зрителям оставили открытый финал?
Возможно, так и было задумано режиссёром: готовность Снегурочки пожертвовать собой оказывается уже достаточной, чтобы вернуть тепло.
Снегурочку, не спросив её, принесли в жертву, а стало ли кому-то действительно от этого лучше?..
У меня сразу же после чтения пьесы возник вопрос: действительно ли тепло приходит в души берендеев? В первой экранизации ответа я не нашла, а в "Весенней сказке" всё повествование построено так, что хочется верить: да, благодаря Снегурочке это чудо свершилось.
Языческое жертвоприношение Яриле заменяется христианской жертвенностью, торжествует Агапе, а не Эрос.
Я мало или ничего не знаю об этих героях, тем более трудно понять выражение. Быть может, ты его объяснишь? :)
Поэтому в финале остаётся надежда, что Снегурочка не растаяла, а растворилась в лучах зари, вознеслась к облакам с первыми трелями птиц, как Русалочка.
А, может, она просто почувствовала большое удовольствие от любви, сама же никуда не исчезла, а зрителям оставили открытый финал?
Только я всё же не стала бы сравнивать пьесу Островского и сказку Андерсена, героини там совсем не похожи.
Русалочка отказалась от своего спасения в пользу принца, поэтому получила награду свыше. Снегурочку, не спросив её, принесли в жертву, а стало ли кому-то действительно от этого лучше?..
Снегурочка в «Весенней сказке», конечно, не такая холодная и, может быть, она совсем даже другого происхождения. А в сказке ближе к пьесе Снегурочка и многое другое – загадка. Как вышло, что сошлись такие очень разные натуры, как Мороз и Весна? А, может быть, Ярило их просто, приревновал?..
Прочитала заметки о мультике и фильме, со многими замечаниями согласна. Действительно, сказочная пьеса Островского оставляет много вопросов. На мой взгляд, именно в "Весенней сказке" эти загадки и проворечия находят разрешение. Языческое жертвоприношение Яриле заменяется христианской жертвенностью, торжествует Агапе, а не Эрос. Поэтому в финале остаётся надежда, что Снегурочка не растаяла, а растворилась в лучах зари, вознеслась к облакам с первыми трелями птиц, как Русалочка. Только я всё же не стала бы сравнивать пьесу Островского и сказку Андерсена, героини там совсем не похожи.
Снегурочка в «Весенней сказке», конечно, не такая холодная и, может быть, она совсем даже другого происхождения. А в сказке ближе к пьесе Снегурочка и многое другое – загадка. Как вышло, что сошлись такие очень разные натуры, как Мороз и Весна? А, может быть, Ярило их просто, приревновал?..
Наверное, Снегурочка своим несоответствием нарушила гармонию мира. Но ведь и берендеи, действительно, не подарок. И девушка явилась для них только поводом, чтобы наружу выплыли давние страсти.
Мне тоже показалось, что сама героиня не любит в старой версии Мизгиря. Скорее, она просто захвачена новым для неё чувством. Вот Лель бы ей действительно подошёл. Но он не попытался почувствовать беду Снегурочки и как-то оценить её доброту. Подумай он о ней, всё было бы, возможно, иначе. Так стоит ли такой человек чистой любви?
Не знаю, что подвигло Островского написать эту сказку: какое-то предание или своя обида на жизнь, но вышло как-то слишком несправедливо. Нашла вот пару мнений о лентах, в том числе, по этому поводу. Похоже, других зрителей тоже беспокоят такие вопросы:
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/43888/
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/43889/
Честно говоря, мне больше понравился первый фильм. Можно спорить с тем, что в нём персонажи не идеальны и не оценили жертву Снегурочки. Но кино неплохо отражает сказочную атмосферу, нравы берендеевских обывателей. Именно из версии 1968-го года, больше, чем в других экранизациях, мне стало понятно, почему Снегурочка невольно накликала гнев «высших сил»: местные ребята бросали своих девушек ради холодной красавицы, а те их ревнуют и злятся на Снегурочку и парней.
Согласна, в первом фильме сказочности безусловно больше, и там больше внимания уделено описанию нравов и обычаев берендеев. Но сказочная страна там, как и в пьесе, показана отнюдь не идиллической, и нравы берендеев не отличаются добротой. Хотя царь провозглашает, что "в нашем уложенье кровавых нет законов", в народе господствуют "тщеслаие, к чужим нарядам зависть". Особенно ярко это видно на примере приёмных родителей Снегурочки. И невольно задумываешься: так ли сильно любили парни своих невест, если с лёгкостью забыли их и стали наперебой добиваться руки холодной красавицы? А в "Весенней сказке" Снегурочка - НЕ холодная, и это главная находка режиссёра. Её поцеловало солнце, она по-настоящему любит Леля, отсюда - такой финал. Именно Снегурочка приносит в мир берендеев Любовь и свет, от неё исходит тепло. И насчёт красавицы... В старом фильме непонятно, как Мизгирь мог бросить Купаву, наделённую поистине царской, сказочной красой, ради Снегурочки, которая на её фоне кажется бледной и робкой. А Снегурочка Натальи Богуновой ослепляет своей красотой. Помнишь пронизанное солнцем золото её роскошных волос, которые она вольными волнами распустила по плечам, вместо того, чтобы убрать в косу? А родниковые, пронзительной чистоты глаза и солнечную улыбку?
Мешанина в жанрах, стилях и времени и карикатурность некоторых серьёзных героев вместе с почему-то убранным началом истории (всё-таки, откуда взялась здесь Снегурочка?) драму превращают в недоработанную комедию, происки Ярилы – в земные заботы.
О происхождении Снегурочки у меня возникла одна мысль: анимационная вставка в начале фильма, с улыбающимся солнцем, снеговиком и птицей, уронившей перо, показывает рождение Снегурочки. У Елены Благининой есть сказка в стихах, правда, не по пьесе Островского, и там появление героини описано так: "А пёрышко, что галкой кинуто, косичкой сделалось густой, а щёки под платком надвинутым - яснее зорьки золотой".
С большим интересом посмотрела оба кинофильма по пьесе «Снегурочка»: старую картину (1968 г.), которую до этого немного знала, и – вот эту версию (1971 г.), ранее мне незнакомую. Честно говоря, мне больше понравился первый фильм. Можно спорить с тем, что в нём персонажи не идеальны и не оценили жертву Снегурочки. Но кино неплохо отражает сказочную атмосферу, нравы берендеевских обывателей. Именно из версии 1968-го года, больше, чем в других экранизациях, мне стало понятно, почему Снегурочка невольно накликала гнев «высших сил»: местные ребята бросали своих девушек ради холодной красавицы, а те их ревнуют и злятся на Снегурочку и парней.
Что же до «Весенней сказки», то есть в ней замечательные актёры, очень интересные находки оператора и режиссёра. Да и сам конец (может быть, Снегурочка буквально и не растаяла?) – достаточно необычен. Но, пожалуй, этим дело и ограничивается. Создаётся чувство, что авторы фильма всё-таки от классики отошли, а своих решений не дали. Мешанина в жанрах, стилях и времени и карикатурность некоторых серьёзных героев вместе с почему-то убранным началом истории (всё-таки, откуда взялась здесь Снегурочка?) драму превращают в недоработанную комедию, происки Ярилы – в земные заботы. Но при этом сами характеры персонажей до конца картины при всех сокращениях оказываются, не раскрыты.
В общем-то, Снегурочка – загадочный персонаж. Ведь она, в отличие от Мавки или Русалочки, не спасает жизни, не перерождается в более совершенное существо. Героиня добрая и честная девушка, но она не может дарить людям радость. Значит, в свою очередь, не может и её получать. Жить, любви не ведая, оказывается тяжело. Но любить открыто для самой Снегурочки – просто смертельно. Так о чём же сказка: о ненормальности такой натуры? Может быть, текст пьесы даст более конкретный ответ…
Взгляни над нами голуби кружат
взгляни пускай нам голову закружат
их колдовские брачные круги
пришла весна пришла пора любви.
Люби меня любимая люби меня любимая
ты так люби.Ты так люби любимая
чтоб той любви завидовали голуби
взгляни на всех карнизах города
воркуют голуби.Весна и нет прекрасней
повода.Люби меня любимая люби.
Фильм такой прекрасный.Сразу весны захотелось тепла.Фильм радостный.Очень хорошие актеры Евгений Киндинов Наталья Богунова Георгий Вицин Алексей Смирнов.А песня какая-Прощай прощай прощай масленица.Прощай прощай прощай масленица.Да это проводы зимы.Народные гулянья песни танцы прибаутки различные игры на снегу.Сейчас идет Масленица.Столько разных блинов.Это главный символ масленицы-блины. Я поздравляю всех с этим праздником.Прощай зима-здравствуй весна-красна.Да сейчас последний месяц зимы самый суровый-февраль.Но весна уже близко.
отзывы
Сказку в стихах, о которой я вспоминала, оказывается, написала не Елена Благинина, а украинская поэтесса Наталья Забила. Правда, в сети эту сказку пока найти не могу.
Случилась, хотя и мороз лютовал.
А в чём же причина? Да льстивый мужчина
Снегурочкой снежную бабу назвал!»
Не помню, к сожалению, кто написал этот стишок, но текст хорошо запомнился с детства и тоже наводит на некоторые размышления. :)
Наверное, Снегурочка своим несоответствием нарушила гармонию мира. Но ведь и берендеи, действительно, не подарок. И девушка явилась для них только поводом, чтобы наружу выплыли давние страсти.
Мне тоже показалось, что сама героиня не любит в старой версии Мизгиря. Скорее, она просто захвачена новым для неё чувством. Вот Лель бы ей действительно подошёл. Но он не попытался почувствовать беду Снегурочки и как-то оценить её доброту. Подумай он о ней, всё было бы, возможно, иначе. Так стоит ли такой человек чистой любви?
Не знаю, что подвигло Островского написать эту сказку: какое-то предание или своя обида на жизнь, но вышло как-то слишком несправедливо. Нашла вот пару мнений о лентах, в том числе, по этому поводу. Похоже, других зрителей тоже беспокоят такие вопросы:
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/43888/
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/43889/
Что же до «Весенней сказки», то есть в ней замечательные актёры, очень интересные находки оператора и режиссёра. Да и сам конец (может быть, Снегурочка буквально и не растаяла?) – достаточно необычен. Но, пожалуй, этим дело и ограничивается. Создаётся чувство, что авторы фильма всё-таки от классики отошли, а своих решений не дали. Мешанина в жанрах, стилях и времени и карикатурность некоторых серьёзных героев вместе с почему-то убранным началом истории (всё-таки, откуда взялась здесь Снегурочка?) драму превращают в недоработанную комедию, происки Ярилы – в земные заботы. Но при этом сами характеры персонажей до конца картины при всех сокращениях оказываются, не раскрыты.
В общем-то, Снегурочка – загадочный персонаж. Ведь она, в отличие от Мавки или Русалочки, не спасает жизни, не перерождается в более совершенное существо. Героиня добрая и честная девушка, но она не может дарить людям радость. Значит, в свою очередь, не может и её получать. Жить, любви не ведая, оказывается тяжело. Но любить открыто для самой Снегурочки – просто смертельно. Так о чём же сказка: о ненормальности такой натуры? Может быть, текст пьесы даст более конкретный ответ…
взгляни пускай нам голову закружат
их колдовские брачные круги
пришла весна пришла пора любви.
Люби меня любимая люби меня любимая
ты так люби.Ты так люби любимая
чтоб той любви завидовали голуби
взгляни на всех карнизах города
воркуют голуби.Весна и нет прекрасней
повода.Люби меня любимая люби.