Вчера благополучно состоялись все торжественные мероприятия: звездная дорожка, церемония открытия, банкет. Впечатления от этой части фестиваля самые приятные. А церемония, если кто не видел, была посвящена молодым кинематографистам поколения «Курьера». Вдохновило шуточное начало, в котором известные российские режиссеры, вернее их образы, исполняют совместный дружеский танец под песню
«А я иду, шагаю по Москве».
«Михалков», «Шахназаров», «Говорухин», «Бондарчук» и другие, взявшись за руки и улыбаясь, идиллически фланировали по сцене, демонстрируя полную лояльность друг к другу и к Кинотавру.
Что касается фильма
«Москва, я люблю тебя», то он идеален для открытия фестиваля: много позитива, много героев, пестрота сюжетов, и, да, – отсутствие даже намека на глубину. Не представляю, как такое кино будет восприниматься вне фестиваля. Много интересного выяснилось в ходе последующей утренней пресс-конференции фильма (увлекательную стенограмму которой мы выложим чуть позже). Оказывается, мы зря настраивались на объединяющие коллективные мысли – авторам пятиминуток была предоставлена полная свобода и ограничивали их только временем. Однако, раз уж 18 художников представили свой портрет Москвы, нужно попытаться его прочесть как целостное произведение.
Москва в альманахе – большой город, в котором люди прощаются и теряют друг друга на час или на годы, но в котором всегда есть возможность случайной и даже чудесной встречи.
«Расставания, встречи - две разные части, из которых когда-нибудь сложится счастье» - вот главная идея семи из 18-ти сюжетов. Вторая мысль: Москва – город, в котором человек способен помочь другому. Добрые дела есть в пяти новеллах, причем совершают их разные персонажи: обыватели, ангелы, киллер, и даже милиционеры готовы помочь. Некоторые эпизоды грустные («Валерик», «Письмо бабушке Уйне»), некоторые приводят в недоумение («Барада», «Королева»), есть смешные («Москвичи», «Никитские ворота»). Очевидно, что картине не хватает не только «духа Москвы», но и элементарно любви к городу. Но тем не менее, это же АЛЬМАНАХ – жанр неровный. Кого-то зацепит сюжет про обходчицу поездов, которая по ночам в метро рисует картины, а кого-то, наоборот, именно он будет сильнее всего раздражать. Кто-то посмеется попыткам героя Федора Бондарчука застрелиться, а другой скажет, что мы в точности то же самое видели в другом альманахе,
«Каждому свое кино».
Очевидные симпатии зала (и мои тоже) вчера были на стороне новеллы
Кончаловского «Москвичи» о дружбе народов. Рассказываю начало: к ларьку с цветами подъезжает две иномарки. Из одной выходят несколько мачо кавказской внешности в белых костюмах и черных рубашках. Из другой - в черных костюмах и красных рубашках – банда отца
Ивана Охлобыстина. Оба главаря хотят купить цветы для своих мам. Далее завязывается диалог:
-Мы первые приехали. – А мы первые подошли. – Но это НАШ город. – Но вы НЕ СПРАВИЛИСЬ!
Что потом – догадайтесь сами. Также мне понравились «Абонент недоступен», «Настоящая жизнь», «Объект №1».
Подробности о работе над фильмом читайте в репортаже с пресс-конференции.
Екатерина Визгалова
Церемония открытия вышла, на мой взгляд, очень удачной по хронометражу, но в смысле наполнения вызвала, мягко говоря, недоумение. Все эти гипертрофированные головы в музыкальных номерах пусть и выглядят вычурно и забавно, но сделано было это действо как-то скомкано и дергано.
А в остальном все как обычно. Зачитали обязательные приветствия президента и премьер-министра, дали приз за вклад в кинематограф (на сей раз –
Глебу Панфилову), объявили жюри (во главе с
Кареном Шахназаровым) и вышли на свежий воздух, чтобы затем вернуться посмотреть
Фильм Открытия.
Фильмом этим, как и в прошлом году, стал киноальманах.
Честно говоря, несмотря на множество минусов и недочетов,
«Москва, я люблю тебя» мне в целом понравился. Как многие его собратья по жанру, альманах вышел неровным. Какие-то сюжеты быстро забылись, какие-то врезались в память. У многих рассказов просто нет четко выраженной идеи, а актеры (как, например, в «Королеве»
Суриковой) выступают в качестве образов, а не персонажей.
Но, тем не менее, картина выезжает из трясины благодаря актерам, занятым в короткометражках.
Максим Суханов примерил на себя костюм
Бруно Ганца.
Федор Бондарчук все никак не мог покончить с собой, и сюжет с ним напоминал лучшие образцы
Хичкока (
«Окно во двор»).
Евгений Миронов в странной, на мой взгляд, новелле для
Веры Сторожевой сыграл киллера, пожалевшего маленькую девочку и получившего из-за этого пулю в лоб (привет,
Леон!). И уж совсем странная влюбленная парочка получилась из
Евгении Добровольской и
Евгения Стычкина.
Артем Михалков и
Александр Пашутин разыграли у
Ивана Охлобыстина типичную историю отцов и детей.
Были и просто замечательные истории. У
Александра Касаткина (
«Слушая тишину») вышла комедия про интернациональную влюбленную парочку, но рассказывать сюжет лучше не буду, потому как его все-таки лучше видеть, чем читать о нем. То же самое можно сказать и про замечательные новеллы
Егора Кончаловского (про коренных москвичей, выясняющих отношения у цветочного ларька) и
Олега Фомина (сцена с фуражками милиционеров, наверное, еще долго будет вспоминаться).
Нашлось место и экспериментам. Например, у
Параджанова получился кукольный фильм. А «Объект № 1» - это сплав
«Города грехов» и советских агитфильмов 20-х годов. В последнем, кстати, я с удивлением узнал
Павла Акимкина из
панковского спектакля
«Ромео и Джульетта».
И все-таки альманах оставил после себя привкус незавершенности и безыдейности, что, конечно же, удручает. Не хотелось бы, чтобы и конкурсные картины оставляли после себя такой вкус.
Макс Милиан
обсуждение >>