Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Берлинале-2018: «Листья травы» Хон Сан-Су

Корейская драма с Ким Мин-Хи про творчество, любовь и выпивку

На фестивале в программе «Форум» показали новый фильм неприметного корейского мастера Хон Сан-Су «Листья травы» - привычно емкое по содержанию и очень простое внешне размышление о писательстве и его взаимодействия с окружающей действительностью.

Девушка (Ким Мин-Хи) в кафе сидит не одна: за соседним столиком юноша и его спутница бурно обсуждают суицид общей знакомой (она винит его), за еще одним - похожая пара, но постарше, предается воспоминаниям, за третьим - выпивает сценарист в кризисе, его плодовитая коллега и их подруга. Впрочем, в степени существования всех этих героев трудно быть до конца уверенным, когда речь идет про писательницу, которая проводит длинный день в компании Макбука и в поисках сюжета.

Берлинале-2018: «Листья травы» Хон Сан-Су

«Листья травы» - двадцать вторая картина в насыщенной фильмографии корейского режиссера Хон Сан-Су, который с 2008 года как начал снимать по фильму-два в год, так и не думает сдавать обороты. На прошлогоднем Берлинале в конкурсе участвовала его «Ночью у моря одна», принесшая Ким Мин-Хи приз за главную женскую роль; «Трава», приехавшая в программу «Форум», - уже третий его фильм с тех пор. Поэтичное название, отсылающее к сборнику стихов Уолта Уитмена, ему идеально подходит: в рамках лапидарной 70-минутной драмы, выдержанной в монохроме, Сан-Су остроумно размышляет о том, из какого сора растет проза, а также пытается нащупать грань между реальностью и фикшном.

Символично, что кафе, где герои совершают два самых любимых действия Сан-Су - пьют и размышляют о жизни, любви и творчестве, - кажется, то же самое, в котором начинался первый фильм корейского режиссера «День, когда свинья упала в колодец». Там писатель оказывался вовлечен в замысловатый любовный квадрат, напоминающий аскетичную версию «Любовного настроения» Вонга Кар Вая (на самом деле гонконгский шедевр вышел на экраны четыре года спустя). Во всяком случае, кажутся знакомыми клумбы с растениями, возле которых писатели берут паузу для дымных размышлений с последующим закапыванием окурков в грунт.

Берлинале-2018: «Листья травы» Хон Сан-Су

Двадцать лет спустя Хон Сан-Су подходит к теме писательства без эффектных выходок в духе «Утиной охоты» Вампилова, когда пьяный писатель лезет в драку на ровном месте, а адюльтер заканчивается резней. Ассоциация не самая очевидная, но корейский режиссер вообще находит выходы в ту же экзистенциальную стратосферу, куда через незамысловатое бытописание отправляли читателя и зрителя лучшие образчики советской культуры. Ну а его главный спецэффект последних лет - это удивительная вместительность коротких картин, где Сан-Су умудряется иронично и мудро рассказывать про сложные вещи простым языком. Если в «Ты сам и твое» он, не запотев, объяснил все самое важное о любви, ревности, «принадлежности» возлюбленных друг другу и желании начать все с начала, то в «Листьях травы» ту же операцию он проделывает с отношениями автора и текста.

Героиня Мин-Хи то ли заимствует чужие судьбы из окружающей действительности и пропускает через жернова собственной фантазии (можно подумать, что одна из пар, - это герои подслушанного разговора двадцать лет спустя), то ли придумывает героев с нуля, а те начинают жить своей жизнью - как случается с некоторыми объемными и жизнеподобными персонажами. А может, это фантазия Хон Сан-Су превратила кафе, чей незримый хозяин гоняет классическую музыку от Шопена до Оффенбаха, в паноптикум писателей, которые проходят через все стадии литературной деятельности - от обилия амбиций до творческого кризиса и поиска крыши над головой.

Берлинале-2018: «Листья травы» Хон Сан-Су

Ну и, конечно, это еще одна драма, где центральные роли играют выпивка и отношения. Питер Гринуэй считал, что кино стоит снимать исключительно про смерть и любовь, у Сан-Су эти базисные ценности слегка скорректированы (будто бы во избежание убер-культурного пафоса). Алкоголь у него выполняет роль топлива для откровений, а те принимают самый неожиданный характер. Например, писательница допрашивает возлюбленную брата, выясняя, насколько хорошо они знакомы - ведь каждый хороший писатель знает, что одной любви не достаточно, хорошо бы еще и четко представлять бэкграунд пассии. Будь то персонаж, бойфренд, его жена или ее любовник.

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2024
триллер, фильм ужасов
Австралия, США, 2024
комедия, триллер
США, 2023
детектив, комедия
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2020
комедия, фэнтези
Франция, 2024
триллер
США, 2023
детектив, триллер
Великобритания, 2023
комедия
Россия, 2024
военный фильм, драма, исторический фильм
Россия, 2024
драма
Франция, 1962
детектив, научная фантастика, приключения, триллер
Франция, 2023
все фильмы в прокате >>
«В любом хорошем фильме комедия стоит в одном ряду с драмой»: сценарист Никита Лундин и режиссер Дмитрий Невзоров о сериале «Дядя Леша»
Интервью
«В любом хорошем фильме комедия стоит в одном ряду с драмой»: сценарист Никита Лундин и режиссер Дмитрий Невзоров о сериале «Дядя Леша»
Режиссер и сценарист сериала «Дядя Леша» — о том, как придумали историю для Тимофея Трибунцева, о настоящем дяде Леше и о конкуренции в индустрии российских сериалов
3 комментария
Кино-театр.ру в Telegram