Во второй половине 80-х в России стали, наконец, появляться фильмы, авторы которых с гордостью заявляли, что их работ не коснулась безжалостная цензурная правка, легко превращавшая пушистую елку в отполированный до блеска телеграфный столб. К примеру, в "Ассе" Сергея Соловьева, камера иронически примечает у входа на пляж массивную громаду привычного для начала 80-х портрета и глубокомысленный лозунг, напоминающий, что "экономика должна быть экономной". А потом дает любопытные зарисовки из мира еще недавно запретной рок-музыки. Впрочем, главной в "Ассе" становится мелодраматическая история 50-летнего супермена, главаря мафии и его молодой любовницы, кокетливо намекающая на ситуацию одного из самых знаменитых фильмов Бернардо Бертолуччи. Правда, при всех заемных сюжетных и музыкальных поворотах "Асса" отмечена печатью таланта. Изысканный изобразительный ряд, превосходное чувство композиции кадра, переменчивого освещения и цвета... И все-таки созданный в самом расцвете "эпохи застоя" "Спасатель" лично мне кажется значительнее, искренне и глубже, чем бесцензурная,"модно-молодежная" "Асса".
Александр Федоров
обсуждение >>