У краха глаза велики? «Годзилла: Минус один» — драма про монстра и людей, заслужившая больше одного «Оскара»
11 мая 2024
Состоялась долгожданная онлайн-премьера фильма «Годзилла: Минус один», вошедшего в шестерку хитов прошлогоднего японского проката и выигравшего «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Новый взгляд на самого популярного кайдзю (монстра) планеты сочинил Такаси Ямадзаки, а Алексей Филиппов рассказывает, почему режиссерские находки были обречены на успех.
1945 год. Летчик-камикадзе Коити Сикисима (Рюносукэ Камики) совершает аварийную посадку на острове Одо, где расположена база японских механиков. На самом деле с самолетом всё в порядке: просто Вторая мировая близится к финалу, капитуляция неизбежна — и юный представитель «Специального ударного корпуса Божественного ветра» не хочет умирать. Стыд за нарушение самоубийственной клятвы усилит встреча с динозавроподобным чудовищем, которое местные рыбаки называют Годзиллой. Вынырнув из глубин Тихого океана, оно учиняет погром, а Коити снова глядит в глаза страху — и не нажимает на гашетку, усугубляя чувство вины синдромом выжившего.
Читать: Рецензия на «Годзиллу» Гаррета Эдвардса
Словно этого мало, в разбомбленном Токио его ждет известие, что родители мертвы, и упреки соседки Сумико (Сакура Андо). Как и многие жители поверженной империи, она повторяет мантру, что Япония проиграла, потому что некоторые недостаточно самоотверженно сражались. Сикисима удачно подворачивается под руку, чтобы обвинить в годах лишений и смертей не (амбиции) правителей или генералов, а юношу-пилота. Ощущая «всеобщее» отвержение, Коити совсем падает духом и неожиданно решает приютить Норико (Минами Хамабэ). Оставшись без родителей и крова, девушка не только цепляется за жизнь, но и спасает осиротевшего крошку Акико, понятия не имея, как ухаживать за детьми. На топливе неистребимой витальности Япония и начнет отстраиваться после поражения. А потом приплывет Годзилла, разбуженный ядерными испытаниями США в атолле Бикини.
Режиссер нового фильма о легендарном кайдзю Такаси Ямадзаки решил не прятать козырей по рукавам и вынес главный прямо в заголовок. Концепция «Минус один» понятна без погружения в мифологию Годзиллы: достигнув в ходе войны «нулевого уровня» благополучия, Япония сталкивается еще и с непредвиденной угрозой. В общем, и так всё не слава богу, а тут еще — практически буквально — «снизу постучали». Ситуацию усугубляет то, что Императорская армия распущена, ВПК закрыт, США не хочет вмешиваться, чтобы не обострять отношения с СССР, а до формирования Сил самообороны еще несколько лет. В итоге на борьбу с Годзиллой поднимаются простые токийцы — в основном, бывшие военные моряки, не желающие новых лишений и разрушений.
Читать: Гид по вселенной «Евангелиона»
Лейтмотив фильма можно свести к лозунгу «Посражались — и хватит»: об ужасах боевых действий тут вспоминают едва ли не в каждой сцене, а ценность человеческой жизни растет от нуля до бесконечности. Подобная эволюция сознания захватывает едва ли не больше, чем сцены с кайдзю, которого не берет никакое оружие. Для большей выразительности Ямадзаки выбрал на главную роль камикадзе — обреченного на смерть пилота, прошедшего трехмесячное обучение (вместо пяти лет по императорскому ГОСТу). Проще говоря — «пушечное мясо». Напичканный самурайско-пропагандистскими установками о чести и мужестве, Коити особенно мучительно адаптируется к мирной жизни, где перестройке — как минимум в логике фильма — подвергаются не только здания, но и социальные институты. Стихийно образовавшаяся «семья» Сикисимы, которую поддерживают и вспыльчивая Сумико, и новые коллеги экс-камикадзе, яркий тому пример. Опыт войны — на фронте или под бомбардировками — стал для них общей болью, объединившей-де посильнее, чем мегаломанские планы императора Хирохито или идея избранного народа. (Собственно, божественный ветер — камикадзе отсылает к шторму, дважды потопившему армаду хана Хубилая на подступах к Японии: якобы свидетельству особого благоволения небес.)
Символично, что тотальный гимн гуманизму снял режиссер, чья фильмография как минимум на треть состоит из 3D-анимации. Такаси Ямадзаки работал над незаконченным (пока) триптихом о легендарном робокоте Дораэмоне с подзаголовком «Останься со мной» и фильмом «Люпен III: Первый» — о не менее культовом воре-джентльмене. Из игровых его проектов можно выделить дилогию «Паразит» по одноименной манге Хитоси Ивааки — другой истории о монстрах: в людях и вокруг них. Работая над «Минус один», он ориентировался не только на классический фильм Исиро Хонды и его наследие, вроде «Годзиллы, Мотры, Кинга Гидоры» (2001) или «Возрождения» (2016) Хидэаки Анно, где автор «Евангелиона» дотошно показывает катастрофу через призму японской и мировой бюрократии, слишком поверивших в собственное могущество. Ямадзаки выбрал двух признанных гуманистов с Запада и Востока: Стивена Спилберга с его «Челюстями» и «Войной миров», а также Хаяо Миядзаки, всю жизнь снимающего о том, что насилие — это тупик. Разочаровавшийся пилот-ас Марко Паготт из «Порко Россо» (1992) определенно бы нашел для Коити слова поддержки. Например, напомнил, что «лучше быть свиньей, чем фашистом».
Читать: 20 отличных фильмов из США 1970-х
Монструозная фигура Годзиллы — мифологического во всех смыслах существа — позволяет Ямадзаки сконцентрироваться не только на ужасах войны, но и непредсказуемых процессах, что расцветают после. На разрухе и реваншизме, неприкаянности и озлобленности. Тех токсичных, радиоактивных последствиях, которые могут пробудить лихо в стране, не нашедшей себе мирные цели. Неслучайно везде, где проходит Годзилла, начинает чирикать счетчик Гейгера. Рост милитаристских настроений в Японии отмечают давно — или как минимум систематически; там, где эта идея стабильно прогрессировала, уже поздно затевать общественные дискуссии. Напоминать же о призраках прошлого не лишнее и в благополучные времена — как сделал Исао Такахата на излете аномального экономического благополучия 1980-х. Чтобы блеск возможностей не затмевал едва зарубцевавшиеся раны, он снял «Могилу светлячков» (1988) — наравне с «Босоногим Гэном» (1983) одно из главных японских произведений о Второй мировой (как минимум в анимации).
Так что кайдзю №1 — идеальный образ, чтобы поговорить о страхах национального масштаба: почетный житель Синдзюку за свою 70-летнюю истории как являл японцам гнев природы и воплощенный ужас ядерной угрозы, так и приходил на выручку, когда заявлялись другие монстры. Подобно стихии, Годзилла не плохой и не хороший — просто та сила, с которой человечеству необходимо считаться. Если нужно — он исполнит роль демона войны, титанического ресентимента и ночного кошмара, напоминающего, почему жизнь — бесценна, а «больше никогда» — не просто памятный слоган, артефакт эпохи. Возможно, меньшая плакатность пошла бы на пользу и фильму Ямадзаки — если не по части жанровой условности, то уж точно в области гуманистического пафоса: герои при любом удобном случае напоминают друг другу, что были на войне, а чересчур благостный финал вызывает ассоциации с, например, советским агитационным кино. Не лучший референс для блокбастера об опасности больших идей. Годзилла, впрочем, переживал и не такое — хорошо, если человечеству тоже удастся.
«Годзилла: Минус один». Трейлер с английскими субтитрами
Алексей Филиппов
Поиск по меткам
Алексей Филиппов, война, кайдзю, Оскар, Японское кино
Персоны
Сакура Андо, Хидэаки Анно, Рюносукэ Камики, Хаяо Миядзаки, Стивен Спилберг, Исао Такахата, Минами Хамабэ, Исиро Хонда, Такаси Ямадзаки
Фильмы
Босоногий Гэн, Война миров, Годзилла, Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют, Годзилла: Возрождение, Годзилла: Минус один, Дораэмон: Останься со мной, Дораэмон: Останься со мной 2, Евангелион, Люпен III: Первый, Могила светлячков, Паразит. Часть 1, Паразит: Часть 2, Порко Россо, Челюсти
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения