КИНО-ТЕАТР.РУ

Зернышко к зернышку: «Бабушка на миллион» — трогательная драма, выдвинутая на «Оскар» от Таиланда

4 марта 2025

В российских кинотеатрах можно повстречать «Бабушку на миллион» — дебютный фильм тайского режиссера Пата Буннитипата, который в домашнем прокате стал вторым самым кассовым проектом 2024 года, а в интернете завирусился благодаря роликам с плачущими во время просмотра зрителями. Чем же так цепляет на первый взгляд простая история о бабушке, внуке и рисовых зернышках, разбиралась Валерия Куприна.

Зернышко к зернышку: «Бабушка на миллион» — трогательная драма, выдвинутая на «Оскар» от Таиланда

В Таиланде на Цинмин (праздник поминовения усопших) семьи китайских диаспор собираются на кладбище. Пока младшему поколению не терпится сбежать по своим делам, старшее молится о благополучии, в том числе — большой и красивой могиле, стоимость которой начинается от миллиона бат (~2,5 миллиона рублей). Взрослые пререкаются с молодежью: подношение богам (жареную утку) ни в коем случае нельзя ставить к предкам гузкой, а лепестки необходимо разбрасывать у надгробия равномерно — иначе духи начнут преследовать тебя во снах. Бабушка Амах (Уса Семхум), разочаровавшись в способности внука М (Путтипон Ассаратанакун) сделать всё правильно, забирается на холмистое захоронение сама, но оступается и падает. В больнице, помимо вывиха лодыжки, у пенсионерки обнаруживают четвертую стадию колоректального рака. По прогнозам врачей ей осталось жить около года.

Читать: Что в итоге победил на «Оскаре»?


Дети — занятый семейными заботами бизнесмен, непутевый лудоман и единственная дочь, зашивающаяся на работе в круглосуточном, — решают скрывать от бабушки диагноз. Договоренность нарушает предприимчивый М: насмотревшись на кузину, которая получила в наследство дом, проводив деда на тот свет, он решает последовать её примеру. Горе-стример перебирается жить к Амах под предлогом, что больной необходим присмотр, но уже скоро расчет обернется чем-то большим. Родственные узы, постепенно утрачивающие свою значимость еще с середины прошлого столетия, укрепит настоящая близость — совместно проведенное время.

Зернышко к зернышку: «Бабушка на миллион» — трогательная драма, выдвинутая на «Оскар» от Таиланда

«Бабушка на миллион» в оригинале носит имя «Бабушкин внук», а в английской версии — «Как заработать миллион до того, как бабушка умрет». В некотором смысле альтернативные заголовки выглядят честнее, поскольку не закладывают намеков на жанровую предрасположенность: отечественная локализация сулит как минимум комедию, как максимум — завязку с ограблением. И если юмористические элементы действительно присутствуют, то криминальной интриги, разумеется, нет: дебют Пата Буннитипата — кино исключительно гуманистическое, фиксирующее повседневность и быт обычных людей.

Смотреть онлайн: «Память» Вирасетакула


Вероятно, броское название обусловлено тем, что тайское кино в принципе нечасто добирается до больших российских экранов. Если это и удается, то либо редким фестивальным жемчужинам, вроде «Памяти» (2021) Апичатпонга Вирасетакула, либо поточным, мало примечательным хоррорам: за 2024 год в прокате можно было увидеть сразу три фильма ужасов из Таиланда («Первая ведьма. Новые души», «Замок дьявола», «Экзорцизм. Изгоняющий духов»).

Зернышко к зернышку: «Бабушка на миллион» — трогательная драма, выдвинутая на «Оскар» от Таиланда

Зрительское кино в прокате очевидным образом превалирует над авторским, но главное достоинство полнометражного дебюта Буннитипата как раз в мастерском совмещении этих двух категорий. Набивший руку на телевизионных сериалах, постановщик знает, как завладеть вниманием зрителя, сколько бы фильмов про рак он ни видел. Ладно сконструированный сюжет нигде не провисает, а правильно расставленные акценты вовремя провоцируют необходимые эмоции. При этом режиссер не злоупотребляет аффективной составляющей: в конце концов, история посвящена не частному случаю, но коллективному, общепринятому понятию «семьи».

Читать: Старость и радость в японском фильме «Импровизаторы»


При всей хрестоматийности сюжета авторская интонация считывается в деталях. Таиланд по природе своей кинематографичен, но Буннитипат с операторкой Бунянуч Крайтхонг подчеркивают её широкоугольным объективом и большой глубиной резкости. Так, даже незначительный элемент в кадре оказывается в фокусе и поле зрительской видимости: бережно обернутые в полиэтилен плоды граната, оставленные дозревать; тщательно перемешиваемое конджи (аналог клейкой рисовой каши); на первый взгляд блеклые конверты с пожеланиями, развешенные в пестрых храмах; обувь, оставленная в многочасовой очереди, чтобы прогуляться, пока не подошло твое время.

Зернышко к зернышку: «Бабушка на миллион» — трогательная драма, выдвинутая на «Оскар» от Таиланда

Такая скрупулезность служит не только образности, но и находит отражение в сюжете, который складывается из незначительных мелочей. Вроде расстегнутых нижних пуговиц блузы или жареной рыбы, купленной у нужного торговца. Из них произрастает важный мотив сопоставления двух разных поколений, которое никогда не перерастает у Буннитипата в открытую конфронтацию: напротив — сводит героев вместе. Прогресс сталкивается с традицией: богине ни в коем случае нельзя подносить чай, подогретый в микроволновке; форма медсестры, купленная для OnlyFans, подойдет и для роли сиделки; на экране 4К-телевизора транслируется кантонская опера; вскоре подле статуэтки Гуаньинь займет место веб-камера с обзором на все 360, а пенсионерка апробирует фильтры в соцсетях.

Читать: Азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке


Если в фильме «Время жить и время умирать» (1985) Хоу Сяосяня, которому Буннитипат безусловно наследует, со смертью бабушки связь с традициями обрывалась, то здесь сама угроза кончины сподвигает их узнавать. Амах говорит: «Зернышки риса превратились в готовый рис — прими вещи, которые невозможно изменить». И дебютант следует тому же принципу: прилежно, не упуская ничего, фиксирует жизненный цикл зерновой культуры — от посадки до зрелого, накренившегося стебелька, от тщательного приготовления на кухне до растворения в массе конджи. Причем делает это не с одним персонажем, а последовательно экстраполирует прием на всех. Потому что семья — неважно, связанная кровным родством или нет, — подобна зернышкам риса с одного побега. Недаром большая и красивая могила нужна, чтобы родственники на нее приходили. А внук — неравномерно разбросал у нее лепестки: так наверняка выдастся подходящий случай встретить бабушку во сне.

«Бабушку на миллион» в кинотеатрах с 6 марта.

«Бабушка на миллион»


Валерия Куприна

Поиск по меткам

Валерия Куприна, Дебют, Оскар, тайское кино

Персоны

Путтипон Ассаратанакун, Пат Буннитипат, Апичатпонг Вирасетакул, Бунянуч Крайтхонг, Уса Семхум, Сяосянь Хоу

Фильмы

Бабушка на миллион, Время жить и время умирать, Замок дьявола, Память, Первая ведьма. Новые души, Экзорцизм. Изгоняющий духов



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения