Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Джан Мария Волонте

Джан Мария Волонте (Gian Maria Volonte) фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение

Джан Мария Волонте

Gian Maria Volonte

Итальянский киноактёр.

Родился 9 апреля 1933 года в Милане, Италия.

Имя Джана Марии Волонте в советские времена было популярно в нашей стране, пожалуй, не меньше, чем у него на родине – в Италии. Одни оценили его удивительный талант, другие – его «правильную» идеологическую ориентированность, третьи – и то, и другое. Дело в том, что Волонте был прекрасным актёром, который искренне верил в коммунистические идеалы и практически всегда снимался в прогрессивных фильмах. Кстати, в Итальянскую компартию сын миланского фабриканта вступил не в романтической молодости, а человеком с устоявшимися взглядами, в «возрасте Христа», в 33 года (любопытное совпадение: в том же самом возрасте, но 22 годами раньше итальянский писатель Карло Леви написал главную книгу своей жизни – «Христос остановился в Эболи», в экранизации которой Волонте создал центральный образ). Недоброжелатели из лагеря «правых» называли его «ангажированным актёром», чего Волонте, впрочем, не отрицал. Более того, этим гордился: «Да, я был ангажирован – справедливостью, честью, прогрессом». Сказано, быть может высокопарно, но искренне.

В 1960-е-70-е годы, когда в Италии мощным потоком шло так называемое «политическое кино», Волонте стал его бесспорным ведущим актёром, хотя сам термин казался ему неточным. Он полагал, что нельзя говорить о кино политическом и аполитичном. Его контакты с коммерческим кино были кратковременными: в середине 1960-х годов в Италии бурно развивался доморощенный вестерн, который, в основном, был рассчитан на подростков и за границей получил ироничное название «спагетти-вестерн». В паре с восходящей звездой вестерна американцем Клинтом Иствудом Волонте без особого энтузиазма снялся в двух таких лентах Серджио Леоне («За пригоршню долларов», 1964 и «На несколько долларов больше», 1965). Кстати, и режиссёр, и актёр, выступивший здесь в роли бандита-мексиканца, в первом фильме укрылись под американизированными псевдонимами: Боб Робертсон и Джон Уэллс. Такой поворот дела человека с обострённым чувством личной ответственности не устраивал, как и коммерческое кино в принципе с его тяготением к стереотипам. И актёр навсегда ушёл из развлекательного кино, отказавшись в частности от весьма выгодного двухгодичного контракта на 4 года с суперпродюсером тех лет – Дино Де Лаурентисом.

В рамках «социального кино», которому актёр сохранил верность навсегда, демонстрируя при этом редкий дар внутренней трансформации, Волонте виртуозно играл героев-полицейских и полицейских-убийц, рабочих, крестьян, педагогов, бандитов, философов… Его героев били, убивали, похищали, шантажировали. Они смирялись и не смирялись, побеждали и проигрывали. Если на театральных подмостках и на телевидении он чаще появлялся в ролях классического репертуара (граф Моска в телефильме «Пармская обитель» или доктор Астров в спектакле «Дядя Ваня»), то в кино практически каждый созданный им образ связан с реальностью, с борьбой сегодняшнего дня. Даже те из них, что удалены во времени. Таков, к примеру, пошедший во имя истины и верности убеждениям на костёр Джордано Бруно, который в трактовке актёра в фильме режиссёра Джулиано Монтальдо «Джордано Бруно» (1973) перерастает рамки чисто исторической реконструкции.

Творчество Волонте вроде бы было ограничено социально-политическим кино, однако он демонстрировал широкий диапазон созданных образов. Назовём только два из целой киногалереи, режиссерами которой были такие мастера, как братья Паоло и Витторио Тавиани, Элио Петри, Карло Лидзани, Марио Моничелли, Франческо Рози, Валерио Дзурлини и Дамиано Дамиани. Гротескная острота сатирического образа начальника политической полиции Рима – фашиста и человеконенавистника – отличает антигероя Волонте из фантастического памфлета режиссёра Элио Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (1970). Пафос роли, наглядно раскрывающей репрессивные функции полиции, очевиден. Актёр играет садиста и психопата с редкостным, вулканическим темпераментом яростного отрицания. Взвинченная походка, обильная нервическая жестикуляция, зловещий шёпот, переходящий в крик, бесноватый блеск глаз – вот основные краски образа недочеловека, вообразившего себя сверхчеловеком. Работа Волонте вызвала широкий резонанс, была отмечена множеством престижнейших наград, а картина получила «Оскара» за лучший иностранный фильм. Перед актёром открылись двери в Голливуд, однако Волонте решил остаться в Италии.

Диаметрально противоположный образ Волонте создал в следующем году, снова у Э. Петри в политической драме с элементами комедии «Рабочий класс идёт в рай» (1971). Здесь его герой – Людовико Масса, по прозвищу «Лулу», рабочий-металлист, с головой уходит в работу. Он игнорирует свою любовницу, забывает друга старика Милитиму, живущего в приюте для душевнобольных. Лишь одно заботит Лулу: работать лучше, чтобы принести пользу обществу. Его старания оборачиваются серьёзной травмой, и, столкнувшись с равнодушием коллег и пассивностью профсоюзных боссов, Лулу присоединяется к группе бунтарей – бывших парламентариев, призывающих рабочих к всеобщей забастовке. Приговорённый к однообразному, изматывающему труду, Лулу видит сон: он с товарищами проламывает стену, о которой говорил сумасшедший старик Милитима, и попадает в рай. Но и там его и других ждёт такая же изнурительная работа, только теперь отныне и во веки веков… Актёр создаёт убедительный образ буржуазного «стахановца», который мечется между революционным мифом и мифом «государства всеобщего благосостояния», оставаясь, впрочем, как всегда, на бобах.

В социальной драме Франческо Рози «Дело Маттеи» (1972) актёр сыграл роль реального человека – президента крупной итальянской топливной компании «ЭНИ» Энрико Маттеи, чей самолёт взорвался в 1962 году на подлёте к миланскому аэропорту. Таинственные обстоятельства гибели Маттеи – героя Сопротивления, видного промышленника, общественного деятеля, одного из лидеров левого фронта христианско-демократической партии в своё время взбудоражили всю Италию.

Очень похожей на предыдущие роли не только по смыслу, но и по технике актёрского воплощения стала роль молодого врача в экранизации романа Карло Леви, который стал в последствии ярким писателем-антифашистом и художником. На своих полотнах он запечатлел природу Лукании, одной из самых отсталых и нищих областей юга Италии, а в своей лучшей, автобиографической книге «Христос остановился в Эболи» описал жизнь крестьян, среди которых провёл год ссылки. Режиссёр Франческо Рози в одноимённой экранизации («Христос остановился в Эболи», (1979) в свойственной ему неторопливой манере достаточно адекватно воссоздал на экране мир этой книги, а Волонте естественно, сдержанно сыграл роль ссыльного интеллигента Леви. Всё в фильме держится на полутонах, никакого «открытого» пафоса, никаких обличительных тирад, даже в беседах-спорах с фашистом доном Луиджио. Однако в исполнении Волонте под внешней «закрытостью» героя угадывается сила характера. В картине нет ни одного пустого кадра с его участием. Поразительны глаза актёра: в них, как в книге, читается боль, сострадание к беднякам, затаённый гнев… Словом, широко используя подтекст, Джан Мария Волонте дал образец внешне невыигрышного, но тонко нюансированного, психологизированного актёрского творчества.

Он всегда рвался в бой. И когда в юности создавал Народный театр и устраивал представления прямо на улицах и площадях. И когда в знак протеста против коммерциализации кино, будучи актёром с мировым именем, демонстративно ушёл из кино на два года и занялся общественной деятельностью. И когда в 1972 году снял документальный фильм о римских забастовщиках «Палатка на площади».
И когда, преодолев тяжкий недуг (в 1980 году ему удалили опухоль, что была в левом лёгком, возле самого сердца), снова встал перед кинокамерой. Вернувшись в кино, он не осторожничал, не берёг себя – работал много и успешно, чему подтверждение – высшие актёрские награды на самых престижных кинофестивалях – в Канне (главная роль в фильме «Смерть Марио Риччи», 1983) и в Венеции, где в 1991 году отметили его актёрское мастерство в экранизации повести «Простая история» одного из любимых «политических» писателей Волонте Леонардо Шаша, в которой актёр исполнил роль следователя Кармело Францо.

Джан Мария Волонте и умер, как боец и истинный кинематографист – на съёмках картины классика Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса» (1995), в которой его заменил другой хороший актёр Эрланд Юзефссон. Фильм, премированный на Каннском кинофестивале, вышел с посвящением Джану Марии Волонте.

В личной жизни актёр состоял в браке с режиссёром Арменией Балдуччи.

Ушёл из жизни 6 декабря 1994 года во Флорине, Греция.
театральные работы
Астров ("Дядя Ваня" А.П. Чехова)
призы и награды
Премия "Давид ди Донателло" (1970):
Лучший актер ("Дело гражданина вне всяких подозрений")

Премия "Серебряная лента":
1968 - Лучший актер ("Каждому своё")
1971 - Лучший актер ("Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений")
1989 - Лучший актер ("Философский камень")

Премия МКФ в Западном Берлине за роль в фильме режиссёра Джузеппе Феррара "Дело Моро" ("Il caso Moro", 1986).
Премия МКФ в Канне за роль в фильме режиссёра Клода Горетта "Смерть Марио Риччи" ("La mort Mario Ricci", 1983)
Премия МКФ в Венеции за роль в фильме "Простая история" ("Una storia semplice", 1991.

последнее обновление информации: 15.09.24

фрагменты: «Золотая пуля». Отрывок >>

«Золотая пуля». Трейлер на английском языке
«На несколько долларов больше». Трейлер №2 на английском языке
«На несколько долларов больше». Трейлер на итальянском языке
«За пригоршню долларов». Трейлер №2 на английском языке
«За пригоршню долларов». Трейлер на итальянском языке

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 15
Пётр Петров   11.01.2023 - 22:43
В фильмографии похоже ошибка. Какое отношение Волонте имеет к фильму "Парни с улицы"? читать далее>>
№ 14
Луначарский   16.05.2022 - 21:47
В фильмографии ошибка - в фильме "Проснись и убей" Волонте играет инспектора Морони, а не бандита Лутринга. читать далее>>
kino-teatr.ru:
Спасибо! Исправлено
№ 13
нвч по-прежнему (Красноярск)   9.04.2018 - 00:25
Светлая память замечательному актеру! читать далее>>
№ 11
Франсуа Пиньон   30.08.2015 - 15:49
Блестящий Актер! Всегда и везде. Любой фильм с Волонте - это просто подарок зрителю... Отказывался верить, что он умер... читать далее>>
№ 10
Юрий 1962 (Винница)   18.06.2015 - 12:23
Его роли были убедительными. Его игре веришь. Фильм "Я боюсь" показал опасности, которых нам не удалось избежать спустя десятилетие. Тогда это все воспринималось жутко. Сейчас стало и у нас просто... читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен