Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Прощай, язык

«Послание к человеку» 2014: Итоги

Большой приз за вклад в развитие киноязыка (его призывают не путать с премией за вклад в искусство, почетной статуэткой какой-нибудь) получил Абделатиф Кешиш, он приехал специально для этого в Петербург и дал еще мастер-класс местным студентам.
Гран-при получил «Лес танцующих духов» Линды Вестрик — лента про вырубку тропического леса, населенного диким племенем. Остальные призы — равноправных «Кентавров» - разбросали между «Принцессой» Мануэля Абрамовича, «Сынком» немки Барбары Отт, «Большое видится на расстоянии» Дейзи Джейкобс, «Пляжным мальчиком» Эмиля Лангбаля и «Современным скейтбордом» Антуана Бесса.

«Послание к человеку» 2014: Итоги

В нынешнем виде «Послание» - такой массивный и мобильный осьминог, главного щупальца у него не имеется, и конкурс в этом обилии программ отошел на второй, если не третий план. Собственно, никого, кроме профессионального сообщества, и не должно волновать, что показывают в рамках соревнования, а что — нет. На первый план вышли как раз внеконкурсные показы. Они определили лицо нынешнего «Послания».

«Послание к человеку» 2014: Итоги

Важнейшей из этих программ показался блок «Mokumentary: лоскутное одеяло реальности». Не столько даже как сборник важных картин (хотя и это тоже), сколько как знак расширения собственной территории. «Послание» - форум консервативный, его лепили в последнее время из строгой документалистики, слежения за реальностью. А здесь — распахивается портал на новую территорию. Кроме прочего, и национальное жюри возглавил едва ли не единственный отечественный мастер псевдодокументалистики — Алексей Федорченко. Его дебют - «Первых на Луне» - включили в эту программу. А еще — невиданного у нас раннего Петра Зеленку с придуманной биографией рок-группы «Мняга». Уморительная история постсоциалистических чешских рок-звезд заставляет вспомнить забаву московских концептуалистов — коллектив «Среднерусская возвышенность», который без зазрения совести стебал правдорубов с гитарой. По ним рок — это когда в песне три раза упоминается родина, два раза — сталинские палачи, ну и так далее. «Мняга» - развенчание рок-н-ролльного мифа, здесь правдорубы собраны продюсером, наряжены в матросские костюмчики, а потом проданы компании, торгующей фруктами. Ну и имеют имена — солист Виноградинка, гитарист Лимон... Образец дока, как средства борьбы с реальностью, а не ее ловли с сачком.

«Послание к человеку» 2014: Итоги

Еще шире раздвигает границы дока другая программа этого года - Found Footage: короткое кино, созданное из телеэфира, найденных пленок. В общем, работа режиссера не с камерой, а с чужим материалом, который он стрижет, меняет, монтирует из него новые миры. Главная работа этого блока - «Фильм это...» австрийского авангардиста Густава Дойча, коллекция кадров раннего кино, своего рода каталог сюжетов, поз, картин, движений и жестов, которые были в ходу во времена, когда кино только оформлялось. Дойч работает с ранним кино не как искусствовед, а именно как равный автор. Он пытается придать наивным и комичным скетчам новые смыслы, и это, оказывается, тоже в рамках профессии документалиста.

«Послание к человеку» 2014: Итоги

Главным хитом ожидаемо стал «В подвале» Ульриха Зайдля — второй показ в мире, сразу после мировой премьеры в Венеции. Австрийский провокатор и отец «постдока» здесь буквально углубляется в быт заурядных горожан. Инспектирует подвалы их жилищ, ищет то, что они прячут от окружающих и приберегают для себя. У одной фрау там лежат новорожденные младенцы — натуралистичные пупсы в коробках — которых она называет детишками. Другая спускается под своды, чтобы быть рабой, затянутой в кожу; чтобы ее хлестали плетками всех сортов. Один бюргер там поет арии из опер Верди и учит желающих стрелять по мишеням. Другой выдувает вагнеровские лейтмотивы из тетралогии «Кольца» и выпивает с коллегами по духовому оркестру под портретом Гитлера (лучший подарок к свадьбе, какой можно придумать). Зайдль жесток, да — физиологичен (доминатрикс шлепает своего толстяка-слугу по яйцам), беспристрастен. Но умудряется быть при этом тактичным — общие планы не вторгаются в частную жизнь обыкновенных городских чудиков, прайваси соблюдается. И интонации вторжения на территорию скрытого нет в помине: парадоксально, может, но каждый имеет право на свой квант перверсий, из них, в конце концов, «современный горожанин» и слеплен.

«Послание к человеку» 2014: Итоги

Главной проблемой «Послания» все последние годы были (полу)пустые залы. А затащить туда публику — соответственно, главной задачей организаторов. Под занавес нынешнего выпуска это точно получилось. Последний конкурсный день закрывался хитом - «Племенем» Мирослава Слабошпицкого. На слепленной из одноплановых эпизодов, виртуознейшей картине без единого слова зал больше чем наполовину заполнили глухие. Для них, понятно, это было событие втройне — фильм на своем языке и о себе, в конце концов. Сам показ оказался своеобразным шоу — эта публика буквально реагировала, выражала эмоции звуками. Мычала, когда было страшно, рычала в моменты напряжения. А уже после сеанса вовсе встала в круг из сотни-другой человек у входа в зал и молча, жестами, принялась как-то очень организованно обсуждать увиденное. Было похоже на идеальный митинг. Совсем как «Послание» в нынешнем его формате.

«Послание к человеку» 2014: Итоги

Все итоги фестиваля - на официальном сайте

Афиша кино >>

боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
мелодрама
Россия, 2025
военный фильм, драма, мистика
Россия, 2025
комедия, приключения
Испания, 2022
драма, мелодрама
Нидерланды, 2025
боевик, детектив, криминальный фильм, триллер
Южная Корея, 2024
триллер
Австралия, Ирландия, США, 2024
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2004
боевик, триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, триллер
США, 2023
детский фильм, драма, приключения, семейное кино
Канада, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram