21 августа подвёл итоги 4-й Российский фестиваль короткометражного кино «Короче». Мы внимательно следили за его конкурсной программой, в которую в этом году вошло 39 фильмов, - и готовы рассказать о лучших лентах фестиваля, проблемах и темах, волнующих наших молодых кинематографистов.
«
Ну здравствуй, Оксана Соколова» получил приз как лучший фильм, и это совершенно справедливо. Гомерически смешная комедия
Кирилла Васильева о внезапно онемевшем радиодиджее не оставила шансов конкурентам, покорив и зрителей, и жюри энергичным напором и феерической актёрской работой
Виктора Добронравова.
Режиссёрский дебют
Ирины Вилковой «
Чё» получил награду за лучшую режиссуру - к такому решению жюри также сложно придраться. У этой лирической драмы почти идеальный ритм и баланс. Забавный, фантазийный рассказ о приключениях героини, на время сбежавшей от семейных проблем, — то ли поиск свободы, то ли её постоянное присутствие, то ли розыски любви — обрамлён и закольцован бытовыми сценами её объяснений с мужем. Однако и в фантазиях, и в реальности рефреном возникает то самое рассеянное «чё?» - как выдох, как пауза в любовной мелодии, и мы понимаем, что эта мелодия совсем не обязана быть нежной.
«
Кредит»
Вадима Валиуллина получил приз за лучший сценарий. Интересно, что все три первых приза фестиваля достались комедийным фильмам. «Кредит», по сути, чёрная комедия о девушке, так сильно озадаченной, как вернуть ипотечный кредит и «уесть» вредную сотрудницу банка, что она не замечает смерти мужа, а на идею своей собственной скорой кончины смотрит, скорее, с удовлетворением, так как страховые выплаты закроют её долг. Интересно, что картина активно обращается к зрителям прямым текстом — на экране постоянно возникает смс-переписка героини и её короткие мысли с обозначением цены того или иного действия. Похоже, что вторжение интертитров стало трендом сегодняшнего киноязыка, — он включён как минимум в 12 работ конкурсной программы. Наиболее ярко он работает в «Кредите» и в «
Мисс Коммуникейшн 2016»
Александра Черноусова (получивший специальное упоминание жюри), полностью построенном на нескольких одновременных онлайн-чатах главной героини. Этот же приём забавно срабатывает в фильме
Дарьи Разумниковой и
Елизаветы Клейнот «
Весна, приходи!» (специальное упоминание жюри), где онлайн-переписка предваряет появление весьма необычных персонажей. Можно сказать, что этот приём просто фиксирует нашу повседневную реальность, однако делает это весьма эффектно.
Фильм
Петра Анохина «
Расстаться с Дженни» получил спецприз жюри — и да, это тоже комедия, и в ней также весьма успешно работают интертитры в виде смс-переписки главного героя со своей невестой. Перед нами бенефис жениха, одна женщина которого контрол-фрик и уже ждёт его в церкви, а вторая, с которой он должен расстаться... Воплощённая свобода, его старая, надёжная и любимая машина, с которой он объездил весь мир.
Автомашина из «Расстаться с Дженни» настолько выразительна, что тут впору заговорить о жанре фантастики (и примкнувшей к ней сказке), в котором существует ещё 11 конкурсных работ. Мы уже упомянули «Весна, приходи!» (в котором блеснули
Мария Шалаева и
братья Котты), вызывающий в памяти сказку про 12 месяцев; в этот же ряд встают добрый «
2*3»
Анны Дьяковой, дающий надежду всем «не таким», чудикам; страшноватый «
Girls»
Надежды Шмелёвой, ещё раз открывающий правду о кровожадных современных русалках. На грани сказки работают и комедийная «
Шуба»
Василия Воротова, в котором шуба, постоянно надетая на жену главного героя, стала воплощённой метафорой закрытости. И натуралистичная драма
Олега Морозова «
Оно мне незачем» (горячо встреченная зрителями) — сшибающая с ног визуализацией идиомы «предложить кому-либо сердце». «
Мужчина тоже человек»
Екатерины Сташевской иронично пытается понять, можно ли запрограммировать идеального искусственного мужчину?
Более жёсткий футуристический взгляд транслируют антиутопии «
Неона»
Веры Водынски (о мире, в котором люди с выраженным полом преследуются по закону) и «
Влюблён в тебе»
Алексея Пучковского, где главный герой влюбляется в женщину... переселившись в её тело. О похожем переселении рассказывает фантастический триллер
Ольги Беловой «
Копия верна». И несколько особняком в ряду фантастических историй стоят сюрреалистическое «
Обращение»
Дмитрия Лесневского-младшего и анимационный «
Бобок»
Андрея Золотухина. Обе работы подчёркнуто-поэтические и касаются глубоких, экзистенциальных переживаний.
«Бобок», сюжетно построенный на одноимённом фантастическом рассказе
Достоевского (о жизни, вернее, нежити, после смерти), захватывает зрителя визуальным потоком, погружает в себя и проносит от мысли к мысли, от образа к образу. От ярких воспоминаний персонажа к уже гаснущим, через страх, отвращение, неприятие, гнев и месть — к прощению.
«Бобок» стал самым эстетским — и, пожалуй, самым нравственным выразителем темы смерти, которая, как и фантастика, царила в этом конкурсе — её, так или иначе, тоже касается 12 разножанровых работ (похоже, число 12 стало знаковым для этого фестиваля). Это триллер «
Личное пространство»
Германа Полозова (о весьма изобретательном и хладнокровном операторе летающего дрона), элегическая «
Философия»
Яниса Политова о юных студентах, случайно ставших участниками незабываемых сельских похорон, и абстрактный «
Никто не умирает по утрам»
Александра Коручекова - об ошибке (или её отсутствии?) в Небесной Канцелярии. Бескомпромиссный «
#когопоубивать»
Павла Иванова всерьёз предлагает попробовать ответить действием на брань в интернете.
Отметило жюри и псевдодокументальный ужастик
Евгения Добророднова «
И пришел паук», эффектную и весьма кровавую историю оперативного задержания. Под стать ей фильмы «
Ливерпуль»
Александра Градовича, где девушка, уезжающая в Англию на учёбу, внезапно оставляет за собой три трупа, и «
Добрый день»
Ольги Дибцевой — чёрная комедия, в финале которой окровавленный персонаж
Александра Паля неожиданно стал обладателем холодильника.
«
Чужой монастырь»
Андрея Булатова (сыгравшего в фильме одну из главных ролей) тоже начинается как комедия, однако внезапная смерть выводит её на уровень драмы. Картина
Алексея Наумова «
На дачу», напротив, перед страхом убийства сворачивает из драматической колеи на поляну комедии, и уже там разворачивается во всём блеске.
«
Папа»
Алексея Смирнова не рассуждает о смерти напрямую, проводя параллель между судьбой погибшего в горах отца главного героя-альпиниста и им самим, внезапно обретшим сына. Вторит ему «
Жираф»
Ильи Силаева, получивший спецприз жюри с формулировкой “За образец мужчины” — история об отце, успевшим перед неминуемой смертью попрощаться с дочкой по телефону.
Семейная тема на фестивале затрагивалась часто, но не звучала в полную силу, больше раскрываясь как робкая подтема любви. Хочется отметить фильм
Алёны Олейник «
По пути» - про любовный треугольник, возникший из-за случайной встречи в дороге. Он перекликается с «Чё» Ирины Вилковой, но более прост и романтичен. Удачной проработкой темы семьи можно назвать фильм Анны Зайцевой «Сама дура», о конфликте двух сестёр-подростков и жестоком розыгрыше с трогательным (и всё-таки, предсказуемым) финалом. А вот «
Шары и вилы»
Константина Тарана и «
Вера и время»
Екатерины Устюговой, прямо посвященные семье, вызывают некоторое недоумение, правда, по разным причинам. Первый неуклюже зависает между жанрами, скатываясь в грубый натурализм (пожалуй, не стоило так часто использовать образ младенца и совмещать его с рюмкой водки или со сценой грубого секса); второй неестественно-правилен и серьёзен уже на уровне замысла - и от этого напоминает советский фельетон.
Практически все фильмы конкурсной программы преуспели в рассказе своих историй, и самый большой дефицит обнаружился в сфере поэтического, визуально выразительного кино. Его ярким представителем (помимо уже упоминаемого «Обращения») стал фильм
Ани Алёхиной «
Декомпрессия» — почти безмолвный футуристический этюд о непонятном психологическом тренинге в лесу, во время которого главная героиня пытается хоть что-то почувствовать, взаимодействуя с арт-объектами.
Конкурсная программа фестиваля оставила сильное, ровное впечатление, практически все её работы были единого уровня. Конечно, технические и финансовые возможности у конкурсантов разные — кто-то мог пригласить именитого оператора, кто-то — друзей-актёров, кто-то был вынужден делать всё сам. Каждый использовал все имеющиеся козыри, чтобы добиться воплощения своей идеи на экране — и очень приятно, что у всех это получилось. Теперь дело только за зрителями.
обсуждение >>