Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Сахалинский кинофестиваль рассказал про гендерное неравенство

Завершился 6-й международный сахалинский кинофестиваль «Край света» - основной смотр российского Дальнего востока, сама география которого располагает к экзотике, открытиям и пограничным состояниям жизни и искусства. Для этого года характерен наплыв дебютов - их вообще в 2016-м много на крупнейших кинофестивалях России. Кажется, что кинематограф пытается переизобрести себя заново, высказаться о хищных вещах нового столетия, но зачастую тема речи затмевает четкость артикуляции, а скупой диагноз, заявленный еще в синопсисе, не получает развития - лишь идет, повторяется и повторяется.

«Край света»-2016: Доктор, у меня синопсис


Ядро планеты

Открыть фестиваль новой лентой неистового голландца Пола Верховена «Она» оказалось для «Края света» снайперским попаданием: маститый режиссер в одной картине высказался практически на все темы, поднятые конкурсной программой, - от изнасилования до социальной иерархии, в которой «причудливый» жизненный вираж ставит немолодую Мишель (Изабель Юппер) во главе столь молодежного и маскулинного развлечения как видеоигры, от детских травм до триумфа воли.

Доживающий восьмой десяток Верховен знает толк и в «мужском», и в «женском», которые в его фильмографии идут через запятую: брутальный «Робокоп» и волнующий «Основной инстинкт», сатирический «Звездный десант» и вызывающе безвкусный «Шоугёлз». Голландец не боится телесности в пику воцаряющейся асексуальности XXI века, ставит во главу угла героинь («Она» - экранизация романа «О…» Филиппа Джиана), нащупывает болевые точки общества с усмешкой, а не гримасой ужаса, трансформирующейся в маску риторического порицания. «Она» гораздо страшнее и неожиданнее синопсиса: Мишель насилует незнакомец в черном - прямо у нее дома, на глазах у бесполезного кота, у самых осколков домашнего фарфора; женщина решает не заявлять в полицию, она попросту не ощущает себя жертвой, потому что жертвы - это другие.

То же можно сказать про режиссуру Верховена: он не принимает позицию жертвы, не позволяет теме затмить форму или наоборот, даже высказывания он кладет плотно и хладнокровно, как малые голландцы - мазки, хотя стилистический аналог картины «Она» - скорее, Ханеке, чем живопись (только Верховен предпочитает более подвижную камеру). Замечать, что маститые режиссеры более подвижны, точны и чутки, - не новый тренд, но «Она» Верховена и конкурс «Края света» - вновь такой случай.

Она


В синяках всё женское лицо

Ключевой фигурой «Края света» в этом году оказалась женщина на грани тихого нервного срыва от многочисленных условностей и жизненных тягот (спектр вопросов очерчен в альманахе «Петербург. Только по любви», показанном на открытии «Кинотавра»).

В иранском фильме «Рай» Сина Атаейана Дена 25-летняя учительница преподает в удаленной от дома школе для девочек, но культурная среда ее тяготит: женские такси, правила ношения хиджаба, что можно, что нельзя. Она всеми способами пытается от этого дистанцироваться, но эскапизм не спасает - дни похожи друг на друга, как песчинки. Спродюсированный братом Джафара Панахи Йосефом, «Рай» - это практически документальная фиксация будней иранской женщины в строго заданных ей координатах, поднимающая проблему, но не сообщающая о ней ничего нового. Дена лишь задается вопросом: если система так хороша, то почему на улицах Тегерана пропадают те самые школьницы?

Рай

К фильмам, не выходящим за пределы синопсиса, относится и танзанийская драма «Айша» - игровой дебют Чанде Омара, много лет работавшего на национальном телевидении, а также снимавшего документальные картины. Счастливо вышедшая замуж Айша, содержащая с мужем аптеку, отправляется в деревню на свадьбу сестры, которую по местным обычаям выдали, не спросив её мнения (зато - за сына судьи). На малой родине женщина встречает первую любовь - раздобревшего механика, который все еще питает к ней чувства, несмотря на жену и двух сыновей. Айша изменять мужу отказывается, герой-любовник обижается и решает поучить даму сердца, результатом чего становится групповое изнасилование. Полиция бездействует, брат Айши опасается позора, муж отворачивается - восточно-африканская патриархальная система напоминает карикатуру из параграфа про эмансипацию женщин, а сам фильм - социально значимый, обличительный плакат в духе Юрия Быкова, увы, лишенный кинематографических достоинств: непрофессиональные актеры с трудом справляются с чудовищными диалогами, а о драматической силе монтажа Омар вспоминает лишь однажды - в сцене изнасилования.

Вдобавок «Рай» и «Айша» подтверждают многочисленные культурные стереотипы - то ли идя на поводу у темы, то ли действительно так много мы уже знаем про Иран с Танзанией (на самом деле нет).

Айша


Своего рода дилогию образовывают чилийские «Растения» Роберто Довериса и израильская лента «Луна в 12 доме» Дорит Хаким - две истории про немногословных девушек, которые по разным причинам не находят покоя дома в компании парализованных родственников (брата в коме и отца после инсульта соответственно). Обе картины - про непростое взросление. В «Растениях» 17-летняя Флорис (Антония Гарретон) увлекается косплеем и читает комикс Plants, в котором ночные растения по ночам захватывают тела людей, чтобы заниматься сексом и курить марихуану; удивительным образом сюжетная конструкция графического произведения помогает девушке с растительным именем осознать собственную сексуальность и сделать шаг навстречу взрослой жизни. Довериса увлекает не только эта коллизия, но и идея сопрячь графическую, эскапистскую плоскость с телесностью - для чего в кадре крупным планом показывают член. Гаспара Ноэ из чилийского режиссера не получается: остальное время фильм остается равнодушным к фактуре тела, а игривая сцена потери девственности длится, кажется, половину хронометража, навевая мысль, что Доверис не знает, как кончить.

Растения

«Луна в 12 доме» заходит несколько с другого фланга: история двух сестер, рано повзрослевших после смерти тиранической матери, демонстрирует как человек превращается в функцию, когда отказывается от эмоционального участия в собственной жизни. Проговаривание этой травмы также приводит к взрослению - осознанию себя не только как личности с кругом ответственности, но и как самостоятельной индивидуальной единицы. Хаким много внимания уделяет однотипному быту младшей сестры, упоминая заявленную в заглавии астрологическую линию впроброс, а также вхолостую используя флешбеки, которые больше интригуют, чем раскрывают характеры героинь.



Люби своих, чтобы чужие боялись

Большая тема семьи как ячейки общества - или общества как большой семьи - вторая по величине на «Краю света», нередко фильмы с «женской линией» попадают в оба множества, как, например, «Жизнь Анны» Нино Басилия - грузинская лента про мать-одиночку Анну (Эка Деметрадзе, воспитывающую сына-аутиста, которая хочет отправиться в США на заработки и в поисках лучшей жизни. Начинаясь как подробная и беспросветная, но ироничная драма в духе «румынской новой волны», «Жизнь Анны» приходит в неожиданному и не очень убедительному патриотическому финалу, транслирующему веру в «новую Грузию». Вдобавок постепенно сгущающая краски драматургия периодически вступает в конфликт с взрывным характером главной героини, и даже перфоманс Деметрадзе, оцененный жюри фестиваля наградой за лучшую женскую роль, не компенсирует этот зазор между естественностью и постановочностью. Жюри, тем не менее, рассудило иначе, и картина получила приз еще и за лучшую режиссуру.

Жизнь Анны

Более сдержанным оказался получивший Гран-при фестиваля дебют немецкого документалиста Кристиана Вернера «Инородное тело», повествующий о нелегальной трансплантации почки. Подобную операцию в Турции за 90 тысяч евро сделал разведенный мужчина Вольфганг, а донором оказалась женщина из Украины, мечтающая о лучшей жизни для дочери. Старый и новый хозяин почки встречаются в криминальном районе Турции после того, как она попыталась его шантажировать, чтобы заработать еще, и эта мимолетная встреча внезапно оказывается поводом для усталой и вроде бы неуместной влюбленности.

Под видом остросоциального высказывания о проблеме Германии с очередями за жизненно важными органами Вернер снял неспешный и неакцентированный триллер про взаимозависимость людей друг от друга, даже в таком циничном проявлении как нужда в почке или бумажнике ближнего своего (раз уж ситуация не подходящая, чтобы говорить о любви).

Инородное тело

Схожую, но более романтизированную и эстетизированную историю можно увидеть в участнике «Кинотавра» - дебюте Антона Бильжо «Рыба-мечта» (мы писали о нем из Сочи).

Семья отражает процессы, происходящие в обществе или в душе главного героя, в показанных вне конкурса «Коммуне» Томаса Винтерберга и «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана. Лауреат Серебряного медведя за лучшую женскую роль, «Коммуна» рассказывает про опасные последствия строительства в утопии в одной отдельно взятой семье (сочиненной по мотивам реальной коммуны, в которой жил Винтерберг). Увезший из Канн Гран-при «Это всего лишь конец света» повествует про умирающего писателя (Гаспар Улиель), который после 12-летнего отсутствия возвращается в родной дом, чтобы сообщить о смертельной болезни, и внезапно ощущает щемящую близость со своими несчастными родственниками - живущей воспоминаниями матерью, закомплексованным старшим братом (Венсан Кассель) и мечтающей сбежать на край света младшей сестрой (Леа Сейду). В финале семейство понимает друг друга без лишних слов, но с горячими эмоциями.

Это всего лишь конец света

На фоне этих стремящихся к психологизму историй выделяется еще один конкурсный фильм - «мистическая притча» «Сон обезьяны» молодого режиссера из Таджикистана Руми Шоазимова, окончившего ВГИК. Взяв за основу небольшой рассказ Уильяма Джейкобса «Обезьянья лапа», в котором описывается, как опасны могут оказаться иные желания, Шоазимов превратил его в полный метр, снятый на натуре в Душанбе: обезьянья лапа исполняет любые три желания, но довольно замысловатым и чаще всего негуманным способом. Помимо нравоучительного месседжа, который проговаривается уже в дописанном за Джейкобса прологе (дело начинается в разгар какой-то войны) и затем систематически повторяется, «Сон обезьяны», в общем, ничем похвастаться и не может: заявленная режиссером театральность - в лучшем случае телевизионного толка, актеры под седативным с придыханием произносят некрасивые литературные реплики, постановочные вгиковские мизансцены не впускают в повествование ни сантиметра воздуха. Вдобавок притчевое вневременье рождает, скорее, комический эффект: джипы сочетаются с керосиновыми лампами, невесть откуда взявшаяся война происходила в начале прошлого столетия, а пуховики - шили в начале этого.

Как бы режиссер ни убеждал зрителей, что эти противоречия сочинены для того, чтобы изобразить реальность сна, в этом катастрофически не хватает хоть какого-то символизма, который снам, в общем-то, свойственен. Режиссерская оптика становится несколько понятнее после реплики Шоазимова, озвученной на Q&A после показа: «Я не думаю, я снимаю свои мысли». В конце концов, кино может работать не только как коллективный сеанс у психотерапевта, но и как индивидуальный.

Сон обезьяны

Врачебная метафора конкурсу «Края света» подходит идеально, большинство режиссеров ставят диагнозы, некоторые - подробно наблюдают пациентов, но выводы и мысли так и не достигают экрана. Кино как равнодушная или экспрессивная фиксация, кино как попытка, слушать, а не говорить. И тут очень кстати приходятся слова героя Касселя из «Это всего лишь конец света»: «То, что я молчу, не значит, что я люблю слушать». То же можно сказать про большинство конкурсных картин.


***
VI Сахалинский международный фестиваль "Край света" прошел с 9 по 17 сентября. В конкурсе было представлено 15 фильмов из 15 стран (из них 2 международные премьеры, 1 мировая, 9 российских премьер). В 16 программах фестиваля - конкурсные и внеконкурсные, участвовало 110 фильмов из 34 стран.
Фильмы оценивали зрители и жюри в составе - продюсер, генеральный директор Союза кинематографистов Янь Юйцзинь (Китай), режиссер, драматург Ираклий Квирикадзе (Грузия), режиссер Изабель Штевер (Германия), режиссер Александр Котт (Россия), актриса Макико Ватанабэ (Япония) и председатель жюри, режиссер Кшиштоф Занусси (Польша).

обсуждение >>

№ 1
Иван28   27.09.2016 - 20:30
«Здравствуйте, доктор, у меня синопсис», - написал пациент. От этой статьи так и веет депрессий и тоской. Впечатление, как будто бы автор описывает свои подсознательные страхи и подозрения ко всему, что... читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2024
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
мелодрама
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен