На набережной Круазет в секции «Каннские премьеры» показали первый немецкоязычный фильм Кирилла Серебренникова «Исчезновение доктора Менгеле» — экранизацию одноименного романа, написанного французским журналистом Оливье Гезом. Рассказать о военном преступнике как о простом человеке — без вынесения приговора и пафоса осуждения — задача со звездочкой. Удалось ли режиссеру с ней справиться (и зачем это было нужно), рассказывает Софья Чернозуб.
Бразилия, студенческая лаборатория. Всё внимание первокурсников приковано к человеческому скелету, принадлежавшему некогда врачу Третьего рейха, «ангелу смерти», убившему более 400 тысяч заключенных концлагеря. Прежде, чем его останки оказались на столе университета Сан-Паулу, Йозефу Менгеле (
Аугуст Диль) успел сменить несколько стран, имен, паспортов. Он уехал в Южную Америку, ненадолго вернулся в Германию и снова бежал на чужой континент, скрываясь от послевоенного трибунала. Завидным постоянством в его жизни остаются только преданность идеологии и непоколебимая вера в величие нацистской Германии.
Смотреть онлайн
Спектакл и фильмы Кирилла Серебренникова
История медика Аушвица поделена на главы: Грегор, Йозеф, Петер — неполный список имен, под которыми Менгеле скрывался от правосудия. Калейдоскоп его перемещений
Кирилл Серебренников описывает в нуарных тонах, из-за чего немец выглядит как герой шпионских фильмов: скрывает лицо за солнцезащитными очками, носит шляпу и длинный двубортный плащ. Каждый город — сырая и неприветливая точка на карте, где он скрывается от суда и следствия. Хотя Йозеф убежден, что ничего плохого в концлагере не сделал, справедливого приговора от новой коррумпированной власти он не ждет. Подозрение к каждому встречному усиливается тревожной джазовой мелодией, свойственной жанру.
Параллельная сюжетная линия раскрывает отношения постаревшего Менгеле с сыном Рольфом (
Макс Бретшнайдер), который приезжает к дряхлому, беспомощному отцу — взглянуть в глаза убийце и узнать мотивы преступлений. Осторожно задавая вопросы и наблюдая за родителем как опасной зверушкой, тот надеется разделить груз ответственности, свалившийся на новое поколение, с непосредственным виновником катастрофы. Заронить хотя бы зерно сомнения, действительно ли эксперименты на людях могли способствовать процветанию родины. Йозеф остается непреклонным, так что единственный для Рольф способ общения с отцом — выносить за скобки его позицию. Они фотографируются на память, так и оставшись при своем.
Читать
Рецензия на предыдущий фильм Серебренникова «Лимонов: Баллада об Эдичке»
В бытописании такой фигуры, как Йозеф Менгеле, нарочитое подчеркивание его природной амбивалентности легко может натолкнуть на ложную мысль, что человеческое в нем если не оправдывает, то хотя бы объясняет сотворенные зверства. Он умеет страдать, а в старости превращается в немощного, жалкого старика, к которому так и хочется проявить сочувствие. Поддаться этому импульсу не позволяет самый жестокий эпизод — единственный, снятый в цвете. Чтобы отделить скелет от плоти, Менгеле убивает заключенных концлагеря (в роли одного из них внезапно появился
Семен Трескунов —
признан Минюстом РФ иноагентом). Там он молодой и полный надежд, влюбленный в подругу Ирен (
Дана Херфурт), которая позже родит ему сына Рольфа. Поверить в его человечность не дают молчаливые лица только прибывших заключенных концлагеря — и хор карликов, поющих как-то нерадостно.
Вот только зачем вообще рассказывать историю человека, к которому по определению нельзя проявлять сочувствие? Возможно затем, чтобы подсветить это добрососедство зверского и людского. Несправедливость и сложноустроенность жизни, в которой бывшие военные преступники устраивают пышные свадьбы и живут на широкую ногу. Среди последних фильмов Серебренникова «
Исчезновение доктора Менгеле» — пожалуй, наиболее сильная работа. В «
Жене Чайковского» образ заглавной Антонины Милюковой упрощала одномерность разгорающегося безумия. В байопике «
Лимонов. Баллада об Эдичке» за обилием секс-сцен и «клиповостью» киноязыка терялся портрет собственно писателя. В новом же фильме вместе с Йозефом Менгеле и его семьей, комфортно устроившейся в Баварии, на первый план выходит жесткая, но правдивая мысль: последствия войны не всегда прозрачны, но это не значит, что преступники будут жить вечно.
обсуждение >>