Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,
Над старинными томами я склонялся в полусне,
Грезам странным отдавался, - вдруг неясный звук раздался,
Будто кто-то постучался - постучался в дверь ко мне…
Эдгар Аллан По.
Великий и неповторимый романтик девятнадцатого столетия. Мятежный певец темных сторон человека, прародитель детективного жанра и страстный поэт. Оживший лермонтовский Демон…
Таким мы представляем этого уникального автора, когда читаем его новеллы и поэмы.
Но каков он был на самом деле? Насколько близко изобразил его
Джеффри Комбс в одной из серий
«Мастеров ужасов»? И как далек от гениального прототипа персонаж
Джона Кьюсака из нового фильма
Джеймса Мактига? Мы, разумеется, этого никогда не узнаем, но зато можем оценить выдумку и находчивость создателей
«Ворона», что выходит на российские экраны
12 апреля.
Если в
«Хижине в лесу» авторы вольно обошлись с наследием
Говарда Лавкрафта,
Клайва Баркера и
Стивена Кинга, то в
«Вороне» бесцеремонно обращаются не только с гениальными произведениями
По, но и с самим писателем, по воле сценаристов
Бена Ливингстона и
Ханны Шекспир ставшим главным героем кровавой детективной истории.
Подобных сюжетов, впрочем, в кино было предостаточно. Уже не раз и не два писатели боролись с порожденными ими химерами и маньяками-подражателями. Но фильмов, где в роли детектива или искателя приключений представала бы реально существовавшая личность, не так уж и много. Совсем скоро мы сможем лицезреть Линкольна в образе охотника на вампиров, а лет десять назад
Карлос Саура снял приключенческую ленту про
Бунюэля и
Дали в ипостаси
Индианы Джонса. К тому же в кинематографе имеется целый пласт, посвященный взаимодействию вымышленных и реальных персонажей. Последний пример подобных вольностей – наш
«Шпион».
И все же картина
Джеймса Мактига по духу и букве близка произведениям самого
Эдгара По. Благодарный зритель, не понаслышке знакомый с произведениями
По, с легкостью распознает цитаты из
«Убийства на улице Морг» или
«Аннабель Ли». К тому же и сам сюжет постоянно крутится вокруг кошмаров, порожденных лихорадочным воображением великого романтика. То полоснет несчастную жертву гигантский маятник, то найдут труп, замурованный в стену катакомбы. Знакомо, не правда ли?
«Ворон» так же близок по детективной и исторической составляющей с литературой
Артуро Переса-Реверте и
Дэна Брауна, а следовательно, и с экранизациями их романов. Особенно явственно чувствуется мрачное влияние
«Девятых врат», поставленных
Романом Полански. В некоторых же сценах
Мактиг вдохновлялся, скорее всего, видением
Тима Бертона, который по-своему взглянул на сюжет
«Сонной лощины». При всем при этом в картине нелегко уловить запашок плагиата. Режиссер умело и без помарок увлекает нас историей, нагнетает страх и работает с актерами, словно и не было никогда в его карьере
«Ниндзи-убийцы».
Кстати, об актерах.
Джон Кьюсак, как всегда, справился на отлично с ролью рефлексирующего интеллектуала. Грациозна и жизнелюбива
Элис Ив в роли возлюбленной
По (совсем скоро она к нам вернется в
«Банкомате», так что не печальтесь понапрасну).
Люк Эванс, сыгравший детектива
Эммета Филдса, вновь бравирует, как и в
«Мушкетерах» - забавном многомиллионном треше
Пола Андерсона.
Кевин Макнолли все так же заботится о главном герое, словно перед ним не
Эдгар По, а
Джек-Воробей. А
Брендана Глисона до неприличия мало, хотя и тех десяти минут, что он присутствует в кадре, хватает ему для полного захвата зрительского внимания.
Как итог, перед нами удачный стилизованный триллер с примесью фатализма и мистики, до последнего момента скрывающий от нас имя настоящего убийцы. Степенная операторская работа, классическое музыкальное сопровождение, яркие актерские роли и диалоги, отдающие дань уважения Золотому Веку Голливуда и литературе девятнадцатого века, – все это подчеркивает условность и альтернативность сюжета. И если вы любите
Эдгара По, захватывающие детективы и красивые декорации, то это кино для вас!
И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,
С бюста бледного Паллады не умчится никуда.
Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,
Свет струится, тень ложится, - на полу дрожит всегда.
И душа моя из тени, что волнуется всегда.
Не восстанет - никогда!
обсуждение >>