Астрофизика, любовь моя
Молодой выпускник Оксфорда Стивен Хокинг (
Эдди Редмейн) крутит педали наперегонки с приятелем, пьет пиво в кампусе Тринити-Холла Кембриджского университета, решает на расписании электричек задания профессора Денниса Сиама (
Дэвид Тьюлис) в рамках курса прикладной математики, предлагает набожной незнакомке воскресным днем поиграть в крикет, а сам начинает день под раскаты музыки Вагнера. Незнакомку зовут Джейн Уайлд (
Фелисити Джонс), она изучает французское и испанское искусство, любит Блейка и Тернера, а вскоре станет первой женой Хокинга, будет поддерживать в борьбе с прогрессирующим боковым амиотрофическим склерозом и родит ему троих детей. Будущая суперзвезда науки защитит докторскую диссертацию, поспорит с Кипом Торном (
Энцо Чиленти) на годовую подписку эротического журнала «Пентхаус» и посрамит врачебные прогнозы о том, что с болезнью Лу Герига жить ему осталось всего два года.
«Вселенная Стивена Хокинга» - уже второй байопик ученого (
первый в 2004 году вышел на BBC с
Бенедиктом Камбербэтчем) - строится на мемуарах
Джейн Уайлд «Путешествие во Вселенную: Моя жизнь со Стивеном Хокингом» и рассказывает не столько о его научных изысканиях, сколько о первом из двух браков, семейных отношениях и увесистой истории болезни. Двухчасовую драму ожидаемо кренит то к доске с формулами (лишь в начале), то к хирургическому столу, то к семейным застольям, а роль Джейн в жизни астрофизика выходит за рамки непростой женщины, долго стоявшей за спиной великого мужчины: ее взгляды и интересы, в общем-то, полярные воззрениям мужа, не только поддержали Уайлд в минуты отчаяния, но и оказали некоторое влияние как минимум на речь Хокинга перед сотнями поклонников, заинтересовавшихся его жизнью и книгой «Краткая история времени».
Изобилующая подробностями из биографии ученого, «Вселенная» распадается на череду ключевых встреч и происшествий (первые признаки болезни и дальнейшие ухудшения), которые дополняют подчас необязательные детали мелодраматического характера. Слезоточивая природа байопика вступает в конфликт с амбициозным, но нестройным замыслом - в духе идеи Хокинга по выведению формулы, объясняющей Вселенную (не случайно в оригинале фильм носит название «Теория всего»). Режиссер
Джеймс Марш, известный благодаря «оскароносному» документальному фильму
«Канатоходец», и сценарист
Энтони МакКартен, адаптировавший книгу Уайлд для большого экрана, создают из череды жизненных ситуаций хокинговской биографии своего рода модель вселенной, в которой все связано и, разумеется, есть начало и конец. В финале эта мысль ярко иллюстрируется возвращением - через все вехи экранного существования астрофизика - к Большому взрыву, к игривому взгляду, который тот в кампусе Кембриджского университета бросил на Джейн. История зацикливается, образуя круг, - ключевую метафору картины (колеса велосипеда, рисунок первого танца влюбленных, меловое изображение черной дыры, цикличность бега секундной стрелки на циферблате часов).
Красивая в теории, на практике эта сюжетная схема вязнет в затянутых, а то и вовсе необязательных сценах, погружается в хаос богатой биографии Хокинга, где находится место и для шуток, и для классической музыки, и для эпизодического появления велосипеда (неумышленная перекличка с
«Игрой в имитацию», где увлечение двухколесным конем переживал Алан Тьюринг), и для моды на астрофизиков с эпизодическим появлением Кипа Торна, без которого
«Интерстеллар» был бы совсем другим. Наконец, про Хокинга, популяризатора науки и частого гостя популярных комедийных шоу (от
«Симпсонов» до
«Теории Большого взрыва»), странно снимать азбучный байопик с перечислением через запятую ключевых сцен из ученой жизни, пускай рассказанных с точки зрения жены и складывающихся в виртуозный и физически сложный перфоманс Эдди Редмейна, заслуженно награжденного за тщательную работу «Оскаром», «Бафтой» и «Золотым глобусом» разом.
«Вселенная Стивена Хокинга» в прокате с 26 февраля.
обсуждение >>