6 февраля 2025
В российских кинотеатрах раздается испанский «Вопль», который стал дебютным полным метром Педро Мартина-Калеро. Премьера леденящего душу ужастика состоялась на фестивале в Сан-Себастьяне в прошлом году, где фильм наградили за режиссуру и успели окрестить, вполне заслуженно, одним из лучших хорроров года. Вместе с соавтором, сценаристкой Исабель Пенья, он пробует подобрать материальные очертания неописуемому страху, который испытывают героини – девушки из разных городов, которых разделяют годы и даже десятилетия. Общее у них то, что им никто не верит.
Студентка Андреа (
Эстер Экспозито) живет в Испании с приемными, как она узнала не так давно, родителями и очень скучает по бойфренду Пау (
Алекс Моннер), который уехал на стажировку в Австралию. Они постоянно на связи, переписываются, созваниваются и отправляют друг другу фото, голосовые и видео-сообщения. На одном из посланий молодой человек и замечает за спиной возлюбленной фигуру неизвестного мужчины. Опытным путем Андреа обнаруживает, что её преследует зловещий старик (
Хосе Луис Феррер), увидеть которого можно лишь через камеру телефона. Параллельно она узнает, что биологическая мать Мария была родом из аргентинского города Ла Плата, и умерла совсем недавно, но за 20 лет до этого оказалась в тюрьме за убийство другой девушки. История загадочная и, как уверена Андреа, которая теперь слышит жуткие стоны и видит здание, совсем как то, где с мамой произошло всё самое страшное, — связанная с дедом-преследователем.
Из 2022 года, где живет (до поры до времени) Андреа, действие перемещается в 1998-й, в Аргентину. Студентка киношколы Камилла (
Малена Вилла) снимает документальные короткометражки, которые не вызывают особо восторга одногруппников (кроме поклонника, жаждущего свидания) и преподавателя – тот и вовсе унижает ученицу, при этом настойчиво зазывая её заглянуть в его кабинет. В очередной попытке найти стоящий сюжет, за который похвалят, Камилла следует по улице за грустной девушкой, а позже знакомится с ней. Это Мария (
Матильда Олливье), мать уже знакомой зрителю Андреа. На записях с ней Камилла вскоре также замечает жуткого преследователя.
«
Вопль» — кино атмосферное, построенное по большей части на ощущении нарастающей тревоги. Невидимая, неосязаемая опасность в виде призрачного старика становится лишь иллюстрацией куда более пугающего чувства отчужденности и одиночества, в которое погружаются героини. Никто не верит в то, чего не видит: проще списать на безумие, злоупотребление веществами или алкоголем и прочие виды нестабильного психического здоровья. Авторы разбрасывают подсказки, большая часть которых приходится на 1998 год — время менее толерантное и деликатное (взять хотя бы настойчивого преподавателя Камиллы или её одногруппника). Мимолетные диалоги указывают, что истинный хоррор таится в социальной, а не мистической плоскости. Годы идут, и Андреа из 2022-го находит больше сочувствия и поддержки, чем её мать или Камилла, однако проблема не решена. То родители недоговаривают, то сверстники, кроме близких подруг, украдкой крутят у виска. Героини поочередно впадают будто бы в одержимость: впору поверить в злого духа и семейное проклятие, однако при ближайшем рассмотрении этой паранойе можно найти логичное, хоть и печальное объяснение.
Страх становится частью обыденной жизни, заставляя оглядываться не только в ночном клубе — фильм начинается с кровавой сцены на дискотеке, сразу же наводящей на мысли о насилии, – но и при свете дня. Голоса десятков незнакомых женщин сливаются в тот самый потусторонний вой, который слышат Мария, Камилла, Андреа, а также женщины до и после них. Жанровые приемы, выбранные создателями «Вопля», оттеняют вполне реалистичную драму: конечно, в мире не существует конкретный демонический дед, а отчаянные крики не прорываются из ниоткуда в наушники посреди любимой песни. Однако есть страх — преследования, нападения, насилия. Того, что, став жертвой, ты окажешься в итоге сама виновата. Его невозможно остановить — как демоническую сущность из-за плеча. Впрочем, финал обнадеживает, демонстрируя, что мир и общество всё-таки не стоят на месте. По крайней мере женщины готовы объединиться против страшного убийцы-старика-призрака, кем бы он ни был.
«Вопль» в кинотеатрах с 6 февраля.
ВИДЕО:
«Вопль». Трейлер на испанском языке
Ссылки по теме:
Кукушка-кукушка, сколько мне выть осталось? Хорроры 2024 года, которые могут вас впечатлить
«Золотую раковину» 72-го фестиваля в Сан-Себастьяне получил неигровой фильм Альберта Серры «Дни одиночества»
«Свинка»: Дразнить нельзя помиловать
«Дитя тьмы»: Я не слышу хруста костей
«Вопль« (1978) Ежи Сколимовского
Наталия Григорьева