Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на фильмы >>

Роджер Феррис (Леонардо Ди Каприо) – лучший агент американской национальной разведки на Ближнем Востоке. За годы работы Феррис научился сливаться с пейзажем и слился так, что, похоже, начал действительно сочувствовать тем перебежчикам, с которыми ему приходится работать. Но «ситуация» (слово, кстати, совершенно не случайное) на Ближнем Востоке такова, что информация стоит больше жизни, и именно это пытается объяснить агенту его непосредственный начальник Эд Хоффман (Расселл Кроу). После того как Ферриса едва не взорвали, начальство решает отправить замотавшегося и настрадавшегося агента из неспокойного Ирака в более тихую и мирную Иорданию, где агент берется за сложное дело - поимку террориста номер один, и попутно успевает влюбиться.
«Совокупность лжи» начинается с привычным для любой картины Ридли Скотта размахом. В Манчестере взрыв, люди в панике, террористы на арабском вещают о мести – все, как нужно. В этот же день ассимилированный Ди Каприо (в очках и с бородой) со своим напарником едут через пустыни допрашивать очередного перебежчика, готового за американский паспорт раскрыть все тайны Аль-Каиды - за всем этим наблюдает спутник, в штабе офицеры то приближают, то удаляют картинку, пытаясь снять лицо нового партнера своего агента. И все это за первые пару минут. Темп задан, но уже скоро становится ясно, что темп вовсе не темп, а привычный пульс – мол, так всегда должно быть, и это скучно. За два часа фильма называются сотни фамилий, десяток географических точек и успевают произойти несколько внушительных взрывов, снятых с разнообразных ракурсов. К середине становится ясно, что все это не имеет решительно никакого значения. На самом же деле в «Совокупности лжи» слабо можно понять, что конкретно происходит. Разобраться, кто у кого и каким образом узнает ту или иную информацию, решительно невозможно, так как все, казалось бы, важнейшие сюжетные повороты происходят вскользь, как-то вежду прочим и само собой разумеются. Ридли Скотт иллюстрирует учебник новейшей американской истории, не пытаясь объяснить, что, кто и зачем – вроде и так всем известно.
В остатке от обильных и нужно сказать впечатляющих иллюстраций - моралисткий посыл фильма. Правда, непонятно какой, но все же вполне очевидно обозначенный. Дело в том, что отношения (читай конфликт) между Хоффманом и Феррисом сродни тем, что могут возникнуть между отцом-республиканцем и сыном-республиканцем. Одному бывает жалко, у второго жалость уже закончилась десяток лет назад. По сути дела больше они ничем не отличаются. Герой Ди Каприо хоть и кричит о своем несогласии и «мол, они тоже люди», но делает все ровно так, как сказало начальство, оставляя все свое араболюбие на своего иорданского союзника (араба голубых кровей, которого играет Марк Стронг) и молодую медсестру, которых обольщает своим знанием восточной культуры и деловых принципов.
Признаюсь, к моему удивлению, в финале побеждает не жесткий и мудрый начальник, а рефлектирующий идеалист-подчиненный; этим Ридли Скотт еще больше запутывает следы, ведущие к какой-то ярко выраженной и сформулированной морали. И все же в заключение выходит, что мир христианский и мир мусульманский никогда не смогут сосуществовать нормально. А это, согласитесь, вывод уж слишком пессимистический и обреченный для картины, которой непосчастливилось выйти в одно время с президентскими выборами и экономическим кризисом. Народ требует хорошего конца или хотя бы просто конца – а тут его нет. Старина Ридли, полностью прогадавший с содержанием, форму выбрал очень точно. В ритме бесконечных взрывов и все новых и новых имен террористов, от которых становится скучно, и запрятан, кажется, весь смысл картины. Вражда бесконечна, и на каких бы ступенях развития ни находились бы миры западный и восточный (будь то, как в «Царстве небесном», где арабская цивилизация выглядит явно более развитой, чем европейская или как в «Совокупности лжи» ровно наоборот), враг всегда будет ждать и рано или поздно нанесет очередной удар.
«Совокупности лжи» имеет нездоровый и явно садомазохический уклон. Действие в картине имеет место в перерывах между отлежками в больницах героя Ди Каприо. За весь фильм его неоднократно избивают, кусают, взрывают и пытают, а сам он в свою очередь достает застрявшие в его коже элементы костей своего мертвого напарника и аккуратно складывает их в спичечный коробок. Вышеупомянутая сцена пытки требует особого внимания: лично я не могу вспомнить более отвратительную и между тем болезненно притягательную сцену. С нездоровым интересом Ридли Скотт следует за каждым издевательством над Ди Каприо, как бы ожидая следующее. Но вскоре несколькоминутная пытка прекращается – и картина движется дальше в своем привычном ритме.
По правде говоря, «Совокупность лжи» - фильм настолько же эффектный, насколько скучный, как никогда подтверждающий тезис, что Скотт снимает через раз. И после сильного и притягательного «Ганстера» идет средняя картина «Совокупность лжи». Правило, конечно, работает не всегда – но в последние годы как по часам. Правило легко проверить, благо, снимает англичанин много и быстро.
И все же самое интересное в картине - это игра набравшего вес Рассела Кроу, который дает говнюка и делает это, кажется, с невероятным удовольствием. Так как обманывает, предает и увиливает начальник ближневосточного бюро разведки, с каким величественным безразличием и местечковым надмением он смотрит из-за очков на каждого, учиться, кажется, нужно годами. Кроу играет свою самую необязательную и, по большому счету, ненужную роль в карьере, но делает это настолько хорошо, что будь моя воля - отдал бы австралийцу "Оскар" за роль второго плана.

«Роднина»: Коньки ярости
«Роднина»: Коньки ярости
Байопик самой титулованной спортсменки в истории парного фигурного катания и депутата Государственной Думы РФ
15 комментариев

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
драма, спортивный фильм
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2024
комедия, мистика
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2025
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен