...25 февраля 1977 года в Варшаве состоялась премьера фильма Анджея Вайды «Человек из мрамора» по сценарию Александра Сцибора-Рыльского. В судьбе Матеуша Биркута, героя фильма, проявилась кардинальная ситуация времени — противостояние обычного человека, живущего согласно издревле существующим моральным правилам, громадной махине бесконтрольной власти, законы функционирования которой настолько фантасмагоричны, что любая попытка применить к ним законы нормальной логики неминуемо заканчивается крахом.
...Мы видим красивое, открытое лицо молодого парня. Перед ним кирпичная стена. Он кладет кирпичи один к одному. Стена растет. Музыка, звучащая за кадром, набирает темп — и вот уже перед нами тысячная манифестация. Люди, лиц которых не разобрать — снято с верхней точки — несут портреты Сталина, Берута, лозунги, плакаты... и тут же монохромный экран обретает цвет — перед нами огромное здание современного телецентра. По его коридорам стремительно движется девушка.
Пролог дает нам понять, что действие развернется в нескольких художественно-смысловых пластах. Современность, реконструированные события 1950 года, подлинная хроника тех лет, наконец, кадры, стилизованные под эту хронику. Итак, Матеуш с момента утверждения на «должность» рекордиста, превращается из безвестного каменщика в национального героя. А затем, после нарушения условий игры, портреты Биркута, его мраморная статуя и сам он уходят в трагическое небытие, которое тоже имеет свой прозаический адрес. Для портрета и статуи — это запасники музея, где разыщет их неугомонная Агнешка, снимающая о Биркуте фильм. Для самого парня — тюрьма и лагерь, из которого его освободит пятьдесят шестой год.
Сергей Лаврентьев
«Искусство кино», 1988 год № 6
обсуждение >>