После красивой и чувственной "Бланш" (1971) Валериан Боровчик снимает, быть может, самую знаменитую свою картину "Аморальные истории". В этом фильме, состоящем из нескольких новелл, в творчестве Боровчика впервые столь откровенно и дерзко обозначились грани его знаменитого эротического мира, где нарушение "допустимых" рамок и законов становится фирменным знаком, а талант художника, умеющего представить обнаженные женские тела в самых эффектных позах, часто вызывающе дерзких, проявляется с безраздельной властью. Сюжет новеллы "Прилив" даже во времена тогдашней сексуальной революции мог смутить кого угодно: оральный акт между двумя тинейджерами на морском берегу... Но вслед за этим коварный Боровчик отправлял зрителей в прошлое, где красавица-графиня, чтобы сохранить свою молодость, купалась в крови убиенных по ее приказу девушек("Эржбета Батори"), а легендарная Лукреция Борджиа всем прочим забавам предпочитала инцест со своим братом-кардиналом и отцом-Папой римским (новелла "Лукреция Борджиа"). Если первая,современная новелла отличалась скромным изобразительным решением, в том числе и свето-цветовым, то остальные аморальные истории представляли собой своего рода костюмированные спектакли с роскошными костюмами и декорациями, с томной игрой в живопись а la Франсуа Буше ("Тереза-философ"), со стилями готики и ренессанса. Извращенная чувственность, садистский блеск глаз, капли крови, стекающие по обнаженному телу... Всякий раз балансируя на грани "хорошего" и "плохого" вкуса, Валериан Боровчик превращает своих актеров в послушных марионеток привычного ему мира анимации. Тема неистребимости людских пороков и необузданности сексуальных фантазий звучит в "Аморальных историях" в разных регистрах - окутанная философским флером, в мрачном кровавом антураже или чуть ли не рафаэлевской торжественности, окрашенной, впрочем, изрядной дозой иронии, бросающей вызов канонической религиозности.
Александр Федоров
обсуждение >>