В отличие от других стран бывшей Югославии,не часто приходится видеть фильмы из Македонии, и потому этот Перед дождем / Пред дождот / Before the rain (1994) уже две декады остается «самым известным македонским фильмом». Снятый на четырех языках английском, французском, албанском, македонском,дебютный полнометражный фильм Милчо Манчевски ожидал феерический успех (свыше 20 премий на международных фестивалях), и, как вершина, Оскаровскаяная номинация за наилучший зарубежный кинофильм, уступивший только «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова. Отчасти повышенное внимание к картине объясняется политическим фоном – жестокая гражданская война в Боснии между сербами, исповедующими православие и сербами, принявшими ислам, и перенесенная в Македонию, принявшую беженцев-босняков, где напряженность между общинами христиан и мусульман также была изначально высока. В первой половине 90-ых, во время создания фильма (сценарий начат в 1991) дело, правда, еще не доходило до хорошо вооруженных и организованных бандформирований, изображенных в фильме, то есть Манчевски де-факто предвосхитил реальные события. Целью же автора было провести мысль, что – обладание огнестрельным оружием можеть выражать внутреннее состояние какого-то человека , и в какой-то ситуации становится средством самовыражения. Да и само название фильма оказалось очень точно передающим атмосферу тревоги и ощущения нарастания немотивированной агрессии, независимо, где действие происходит --- в македонской деревне , либо в благоденствующем Лондоне…. В фильме рассказываются три истории,три новеллы: «Слова», «Снимки» и «Лица» каждая из которых может быть описана по одному сценарию: предварительные разговоры о дожде и его ожидание, неблагополучие встреч и конфликтов и, наконец, трагедия, которая находит символическое выражение в начинающемся дожде. Многие события повторяются в различном контексте. Например, неопределенность с отцом будущего ребенка Анны зеркально повторяется в гипотезе Алекса, согласно которой он — отец Замиры. Замира же ( в Слова), Анна (в Лица) и Алекс ( в Снимки) узнают об этом совершенно случайно. Взятые же все вместе, эпизоды формируют некий круг, на котором любая точка обозначает как начало, так и конец действия. Каждый эпизод может быть и первым, и вторым, и третьим относительно других. Круг этот, однако, не совершенен и не завершен: эпизоды представляют сходным образом одни и те же события. Однако в конечном итоге зритель оказывается в конце третьей истории в начале первой, линия замыкается в круг. Так слова настоятеля в части первой «Время не умирает; круг не замыкается» во второй повторяются в виде граффити на стене. Черепашки, брошенные в первой части в огненный круг, во второй плавают в ресторанном аквариуме.Более того, последующие части смещаются так, что они предшествуют предшествующим, будущее становится причиной прошлого: в части второй Энн рассматривает фоторепортаж об убийстве Замиры, произошедшем в первой части, но именно в это время Александр улетает в Македонию, чтобы на следующий день (в части третьей) спасти Замиру, а еще через день (в части первой) она опять должна погибнуть. Более того, в первой части Кирилл собирается позвонить Алексу, а во второй он звонит в Лондон уже неделю..... И Замиру, и Александра убивают не враги, а родные братья. И, разумеется, во всех трех частях собирается дождь….. Этот фильм о трагедии Балкан, той войне, которая постоянно вспыхивает в этой «пороховой бочке» Европы. Причем замечу, сделанный до фильмов того же Кустурицы. И если серб предпочитает обыгрывать национальную трагедию в своем фирменном полушутливом тоне, то у македонца все обстоит несколько иначе. Серьезнее, так сказать, радикальнее.Завораживающая драма с блестящей операторской работой сделана в форме современной притчи из трех частей с тремя возможными вариантами развития событий (а Тарантино потом позавидует и позаимствует). Тема — кровавый религиозный конфликт в Македонии. Наэлектризованный воздух Балкан грозит взворваться дождем. Дождем войны. Здесь все зависит от твоей веры. И не важно, что Б-г один, но он с множеством лиц, это никому теперь неинтересно.Терпимость просто не в чести. Но даже на эту истерзанную землю возвращаются люди. Те, кто не может без родной земли. Хотя и им в своем краю,оказывается, нет места. Друзья стали врагами, выстрелить в друга теперь не сложно. Небу только остается оплакать погибших, разразившись дождем. Дабы смыть всю грязь с этой земли....И хотя этот фильм получился "кино не для всех", он не несет в себе ощущения безисходности, Это очень трогательный фильм, который заставляет задуматься о скоротечности жизни и о важности не терять своей любви…Фильм о человеческих чувствах, человеческих жизнях и просто о человечности.Это историю не одного человека, а целой страны, а, может быть, целой Земли. И человек постепенно будет приходить в себя, и все изменится к лучшему, когда над землей прольется дождь, очистительный дождь…….
отзывы