Очень неплохой фильм, пересмотрел - не разочаровался (видел когда-то давно его). Есть история, не плоская, а с разветвлениями, есть герои и характеры, есть хорошие актерские работы. Нет зауми, нравоучений и излишней идеологии. И нет впечатления, что такого быть не могло, а вполне реалистично все происходит. Жаль только, что по-английски Теличкина говорит не своим голосом - это слишком заметно.
Хорошее кино, кино о людях. Все герои положительные, никто никому не желает зла, но и без этого возникают проблемы, одни из которых решить удается, другие - нет.
Краем отмечу и больше тему "заклепок" развивать не буду, что для советского кинематографа начала 70-х заснять в товарном количестве МиГ-21 уже достижение, самолет, хоть и староват уже на тот момент, но и с ним могли возникнуть проблемы для предоставления на съемки.
В фильме очень хорошо показаны почти все персонажи, хорошие актеры, реалистично выглядят, действительно похожи на военных, а не так, будто вчера надели форму. Понятно, что это кино и "совещания" выдержаны в идеологическом стиле, в жизни все не так, но никакого неприятия не возникает, нормальный образ советских ВВС. Нормальный сюжет, несколько даже бытовой, тем не менее интересный. Пересказывать его смысла не вижу. Вместе с тем есть несколько моментов, которые вызывает вопросы.
Несколько неровная "история" капитана Шелеста, я так и не понял его мотива жить с женой в разных квартирах (рассуждения о современной семье сильно мельком), воспитывая двоих детей, даже с практической точки зрения, я уже не говорю про моральную сторону вопроса, это какая-то ерунда. Проблема разрешилась, жить стали вместе, но для этого Шелесту пришлось оказаться в тяжелой ситуации на службе, из которой он вышел честно (не без подталкивания Муравьева), и тут он все уяснил. Показано именно так, прям переборол себя на двух фронтах.
Главный герой человек вообще загадочный, службу любит и ей предан - факт, жену любит, расставание переживает тяжело тоже факт. При этом пытается приблизиться к старой знакомой, которая с одной стороны ему говорит "не надо", в другой сцене готова с ним "хоть на северный полюс". Что предпринимает, чтобы изменить ситуацию? Может, измениться самому? Ответ - ничего. Просто созерцает, как все у него медленно разваливается. Ему предлагают варианты. Командир, полковник Белый, старый его учитель, берет его в командировку (впоследствии предлагает постоянную службу) к себе (увозит с севера), подталкивает к восстановлению семьи (и отпуск тебе только езжай к ней). Причем, здесь нет противоречия основному мотиву Муравьева, будешь служить, летать, только не за полярным кругом, с семьей отношения восстановишь, нет, Муравьеву это не надо. Жена ему более резко, уволился бы из армии (вариант "добился бы перевода"), перешел бы в гражданскую авиацию, но тут тем более нет. И несколько раз повторяет "хорошо, мол, подумаю", но придумал только вернуться назад в свой полк.
А вот супруга Муравьева, как раз показана хорошо и понятно, без каких-либо не мотивированных перемен. Сразу обозначает, что больше она тут не может, а живут о там уже лет 6, судя по возрасту сына и званию Муравьева (показано как он приехал туда лейтенантом), и собирается во Львов к маме. Учитывая, что она из советского Львова и столько лет продержалась в заполярье, это просто железная женщина, и упрекать ее ну никак не получается, у каждого есть своей предел (тем более, что "убивает" ее там не столько быт, сколько безделье). И уж совершенно точно он ей не чужой. Тоже постоянно повторяет, мол "придумаем что-нибудь", но она, по крайней мере, предлагает варианты. Поэтому, прежде чем вываливать на нее тонны негатива, надо просто отметить из повествования некоторые факты.
Отдельно мне очень понравилась линия техников, а лейтенант Жук вообще отличный товарищ, и человек хороший и скромный.
В целом содержательный фильм, без истерик и надрывов, смотреть интересно.
Перед героями этого фильма — проблема выбора. Справа — симпатичная и нежная жена, слева — новенький, красивый истребитель. Кто кого? Герой выбирает самолет. ... ибо Он влюблен в свои самолеты, а Она — в свой английский язык. Виктор Демин "Советский экран" № 14, июль 1975 год
Что за чушь в этой критической заметке? Всё проще. Чужая баба его жена. Чужая и своей не станет. А Вера своя, но он её оттолкнул. Сознательно оттолкнул, хотя и видно, что нравится ему она. От себя оттолкнул, а к Анатолию вряд ли подтолкнул. Опять у "Вани с Полиной" не срослось.
№19 Римма Марковна
...мне показалось ему особо никто и не нужен - увидел, вроде загорелся, а потом снова только о своих самолетах и думает, вот такой человек дела наверное!
Ну как не нужен!? Просто история давняя у них, а он и в своей новой истории ещё не разобрался. Да и трудно это для мужчины, когда встречается с таким, желанным откровением, но не в ответ на свою инициативу, так скажем. В общем, не радостная картина для этих четырёх. Зато в семействе Шелестов произошли важные изменения.
А про авиацию всё по делу и на зависть нынешней авиации. Внимания много уделяется. Эх. Было, было.
Ничего не понял. Зачем из Заполярья приглашать "снайпера" в часть, расположенную "почти в центре Европы"? Там по идее и так должны служить лучшие из лучших. И где именно расположена эта часть? Сначала подумал, что это ГДР или ВНР. Но, похоже, что это или Белорусский или Киевский округа. И все друг друга откуда-то знают: Рыбников - Королькова, Корольков - Бочкарёва, Гвоздикова - Королькова. И все знающие друг друга таинственным образом сошлись на одной территории. Ну собрались, ну провели удачные стрельбы. И что? Корольков попутно "разоблачил" Бочкарёва и с чувством исполненного долга вернулся в Заполярье. Потому, что любит. Кто и кого там любит - непонятно. Бочкарёвы со своими двумя квартирами - вообще нечто. Так и не понял: он живёт там, где служит и всегда там жил с детства что ли? Иначе откуда квартиры? А как так получилось? Он после училища не распределялся? Или распределился по месту проживания?
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)10.10.2017 - 23:35:56
Как странно... Фильм вроде бы о представителях мужской профессии (женщин-лётчиц всё-таки сравнительно немного), а почти все отзывы на страничке от женщин. Наверное, потому, что у авторов получилась в большей степени семейная мелодрама, чем фильм о военных лётчиках. История семьи, начинающей давать уже ощутимые трещины, которые в будущем могут превратиться в настоящие пропасти. Конфликт между чувствами и призванием. Герои еще пытаются успокаивать себя тем, что придумают что-нибудь, и как-нибудь всё образуется. Скорее всего, дело кончится разводом. Я прочитал здесь, что была повесть, в которой есть расхождения с сюжетом фильма. Но я её не читал, сужу только по фильму. Первый раз видел фильм по ТВ в конце 70-х, тогда ещё чёрно-белому. Сейчас пересмотрел в цвете, смотрится гораздо лучше. Интересно, что здесь Рыбников снялся один, без Ларионовой. В целом фильм не шедевр, но смотрится ещё неплохо, даже ностальгию вызывает по тому времени. Тогда и в страшном сне не могло присниться, что страна распадётся. Что Львов, куда переехала главная героиня, окажется за границей и превратится в гнездо оголтелого национализма. Как сложится судьба этой семьи, если к тому времени она ещё будет существовать?
№21 Тихоня
Девочки, я прочла все версии, а сама думаю вот что: Вера и Николай вместе учились в школе, Вера уже тогда была в него влюблена, а он в неё- нет. Потом он поступил в училище, познакомился с Леной и женился на ней. К Вере он испытывает дружеские чувства, не заигрывает с ней, не лезет к ней в кавалеры. Мало того, он ей сразу сказал что скучает по жене и по сыну. У Веры был неудачный брак и она до сих пор продолжает любить Николая. Но, если она когда- нибудь и выйдет за него замуж, то очень и очень не скоро. У него долго будет длится период расставания с Леной ( а расставание неизбежно), потом он, видимо, какое- то время будет жить один, пока переварит всю эту драму. И если за это время Вера не выйдет замуж за Анатолия ( опять бедному Ване Федоскину не повезёт с Полиной), то у них вполне могут сложиться отношения, и Вера от него не сбежит, затосковав по городу.
По книге Николай был влюблен в Веру,но она страстно полюбила другого. А кавалер оставил ее с ребенком и испарился.Николай с Леной поженились без особой любви,просто из симпатии.Поэтому и расстались.Без драмы.
Девочки, я прочла все версии, а сама думаю вот что: Вера и Николай вместе учились в школе, Вера уже тогда была в него влюблена, а он в неё- нет. Потом он поступил в училище, познакомился с Леной и женился на ней. К Вере он испытывает дружеские чувства, не заигрывает с ней, не лезет к ней в кавалеры. Мало того, он ей сразу сказал что скучает по жене и по сыну. У Веры был неудачный брак и она до сих пор продолжает любить Николая. Но, если она когда- нибудь и выйдет за него замуж, то очень и очень не скоро. У него долго будет длится период расставания с Леной ( а расставание неизбежно), потом он, видимо, какое- то время будет жить один, пока переварит всю эту драму. И если за это время Вера не выйдет замуж за Анатолия ( опять бедному Ване Федоскину не повезёт с Полиной), то у них вполне могут сложиться отношения, и Вера от него не сбежит, затосковав по городу.
№8 Любовь Л.
Это не шутки - половина года без солнечного света. Влияет на психику, а также, не избежать проблем со зрением.
Как ребёнок, выросший в лётном заполярном гарнизоне, могу сказать, что два месяца без солнечного света, конечно, не шутки, но с психикой и зрением у меня всё в порядке до сих пор, хотя уже давно закончила вуз и много лет работаю :)
Красивый фильм, красивые артисты - но сюжет, какой-то весь в загадках. Вначале думала, вот Лена какая нехорошая - бросила мужа и уехала в город. Ну как можно любимого человека оставить, лишить ребенка любящего отца? А в конце смотрю да меж ними и любви-то нет, приехал Николай в первый же вечер упреки, слезы, вроде он ей что-то обещал, Лена с папой поговорила. А в кофе, она его в гости к родителям зовет, а он в аэропорт собрался, а время отпуска еще не кончилось. Мне кажется он тоже ее не любит, любил бы конечно стремился бы, что-нибудь изменить в их жизни к лучшему, видит же что жена страдает.
А вот встреча с Верой, действительно они видно были знакомы, как обрадовались друг другу, но что там у нее в жизни вышло - не ясно! А когда Николай повез Веру на мотоцикле в горы, у них как бы намечался откровенный разговор, Вера так хорошо ему ответила: - Да с тобой хоть на северный полюс! А он вновь, всё дела, нужно бежать! Вновь уехал на свой север, хотя начальство пошло ему на встречу, перевели в более теплое местечко. Ну и пускай там живет, мне показалось ему особо никто и не нужен - увидел, вроде загорелся, а потом снова только о своих самолетах и думает, вот такой человек дела наверное!
отзывы
Краем отмечу и больше тему "заклепок" развивать не буду, что для советского кинематографа начала 70-х заснять в товарном количестве МиГ-21 уже достижение, самолет, хоть и староват уже на тот момент, но и с ним могли возникнуть проблемы для предоставления на съемки.
В фильме очень хорошо показаны почти все персонажи, хорошие актеры, реалистично выглядят, действительно похожи на военных, а не так, будто вчера надели форму. Понятно, что это кино и "совещания" выдержаны в идеологическом стиле, в жизни все не так, но никакого неприятия не возникает, нормальный образ советских ВВС. Нормальный сюжет, несколько даже бытовой, тем не менее интересный. Пересказывать его смысла не вижу. Вместе с тем есть несколько моментов, которые вызывает вопросы.
Несколько неровная "история" капитана Шелеста, я так и не понял его мотива жить с женой в разных квартирах (рассуждения о современной семье сильно мельком), воспитывая двоих детей, даже с практической точки зрения, я уже не говорю про моральную сторону вопроса, это какая-то ерунда. Проблема разрешилась, жить стали вместе, но для этого Шелесту пришлось оказаться в тяжелой ситуации на службе, из которой он вышел честно (не без подталкивания Муравьева), и тут он все уяснил. Показано именно так, прям переборол себя на двух фронтах.
Главный герой человек вообще загадочный, службу любит и ей предан - факт, жену любит, расставание переживает тяжело тоже факт. При этом пытается приблизиться к старой знакомой, которая с одной стороны ему говорит "не надо", в другой сцене готова с ним "хоть на северный полюс". Что предпринимает, чтобы изменить ситуацию? Может, измениться самому? Ответ - ничего. Просто созерцает, как все у него медленно разваливается. Ему предлагают варианты. Командир, полковник Белый, старый его учитель, берет его в командировку (впоследствии предлагает постоянную службу) к себе (увозит с севера), подталкивает к восстановлению семьи (и отпуск тебе только езжай к ней). Причем, здесь нет противоречия основному мотиву Муравьева, будешь служить, летать, только не за полярным кругом, с семьей отношения восстановишь, нет, Муравьеву это не надо. Жена ему более резко, уволился бы из армии (вариант "добился бы перевода"), перешел бы в гражданскую авиацию, но тут тем более нет. И несколько раз повторяет "хорошо, мол, подумаю", но придумал только вернуться назад в свой полк.
А вот супруга Муравьева, как раз показана хорошо и понятно, без каких-либо не мотивированных перемен. Сразу обозначает, что больше она тут не может, а живут о там уже лет 6, судя по возрасту сына и званию Муравьева (показано как он приехал туда лейтенантом), и собирается во Львов к маме. Учитывая, что она из советского Львова и столько лет продержалась в заполярье, это просто железная женщина, и упрекать ее ну никак не получается, у каждого есть своей предел (тем более, что "убивает" ее там не столько быт, сколько безделье). И уж совершенно точно он ей не чужой. Тоже постоянно повторяет, мол "придумаем что-нибудь", но она, по крайней мере, предлагает варианты. Поэтому, прежде чем вываливать на нее тонны негатива, надо просто отметить из повествования некоторые факты.
Отдельно мне очень понравилась линия техников, а лейтенант Жук вообще отличный товарищ, и человек хороший и скромный.
В целом содержательный фильм, без истерик и надрывов, смотреть интересно.
...мне показалось ему особо никто и не нужен - увидел, вроде загорелся, а потом снова только о своих самолетах и думает, вот такой человек дела наверное!
А про авиацию всё по делу и на зависть нынешней авиации. Внимания много уделяется. Эх. Было, было.
Девочки, я прочла все версии, а сама думаю вот что: Вера и Николай вместе учились в школе, Вера уже тогда была в него влюблена, а он в неё- нет. Потом он поступил в училище, познакомился с Леной и женился на ней. К Вере он испытывает дружеские чувства, не заигрывает с ней, не лезет к ней в кавалеры. Мало того, он ей сразу сказал что скучает по жене и по сыну. У Веры был неудачный брак и она до сих пор продолжает любить Николая. Но, если она когда- нибудь и выйдет за него замуж, то очень и очень не скоро. У него долго будет длится период расставания с Леной ( а расставание неизбежно), потом он, видимо, какое- то время будет жить один, пока переварит всю эту драму. И если за это время Вера не выйдет замуж за Анатолия ( опять бедному Ване Федоскину не повезёт с Полиной), то у них вполне могут сложиться отношения, и Вера от него не сбежит, затосковав по городу.
Это не шутки - половина года без солнечного света. Влияет на психику, а также, не избежать проблем со зрением.
А вот встреча с Верой, действительно они видно были знакомы, как обрадовались друг другу, но что там у нее в жизни вышло - не ясно! А когда Николай повез Веру на мотоцикле в горы, у них как бы намечался откровенный разговор, Вера так хорошо ему ответила: - Да с тобой хоть на северный полюс! А он вновь, всё дела, нужно бежать! Вновь уехал на свой север, хотя начальство пошло ему на встречу, перевели в более теплое местечко. Ну и пускай там живет, мне показалось ему особо никто и не нужен - увидел, вроде загорелся, а потом снова только о своих самолетах и думает, вот такой человек дела наверное!