В преддверии Дня Победы, 4 мая, в свет выходит киноальманах «Последствия войны». Четыре фильма-короткометражки, уместившиеся всего в полтора часа экранного времени, — это погружение с головой в поствоенное время, прыжок в прошлое, совершенный молодыми режиссерами Алексеем Беляковым, Сейраном Тевфиковым, Георгием Заозерским и Иваном Касимовым.
Современный кинематограф часто обвиняют в легковесности, не редки и споры о том, имеют ли право наши современники что-либо снимать или писать о войне, особенно на фоне многочисленных попыток перелицевания истории. Но четыре данные короткометражки — анализ не войны, а ее последствий и послевкусия в чисто человеческом, нравственном и моральном смыслах.
9 мая 1945 года в Великой Отечественной была поставлена точка, после которой началось новое предложение — история выхода из войны, отразившейся на всех сторонах жизни отдельных людей и государств. Война, безнравственная по своей сути, проявляла в людях все лучшее и худшее точно лакмусовая бумага, а по завершении продолжала вершить их судьбы. Но что способны увидеть в событиях далекого уже прошлого глаза молодых и что могут почувствовать в том времени их сердца? Это и показывает альманах, размышлять над которым зрителям предстоит по окончании просмотра.
К слову, в фильмах вы увидите и звезд кино, но в основном там задействован молодой актерский состав, интересный сам по себе и явно с большим потенциалом. О чем же фильмы? О человеческом и горьком. Альманах открывает короткометражка по знаменитой новелле Владимира Набокова «Бритва». Набоков, кстати, писал ее в 27 лет — тоже молодым, а напечатал в берлинском «Руле». Помните сюжет? Брадобрей по кличке Бритва принимает клиента, некоего «лысого господина», в котором узнает мучившего его немца-садиста. Обнаженное горло клиента и острая брита в руках брадобрея — его искушение и проба на человечность. Одно движение — и свершится кровавое возмездие за муки, прекратившиеся после удачного побега, то есть по сути — по случайности. Но побеждает другое, высокое, вопреки всему сохранившаяся человечность, и возмездие происходит, но без убийства. Надо сказать, что фильм, конечно, будет записан отдельной, особой строкой в биографии двух блистательно сыгравших в нем актеров — Игоря Савочкина и Николая Дроздовского.
Рассказ о непреодолимом и потому губительном влечении немца к еврейке, чувствах, способных поселиться в сердце даже безумного нациста, основан на реальной истории. Письмо с признанием в любви от врага и гонителя прекрасная Лия Штайн получит спустя много лет, уже после расстрела немецкого коменданта Германа Фишера, оказавшегося неспособным обуздать свою патологическую и запретную с точки зрения фашистов любовь. И он, безжалостный к чужой, также запретной, но великой любви, вызовет омерзение и удивительное по своей природе сострадание, а сыгравший своего непростого героя Александр Хотянцев — интерес и желание посмотреть другие его работы.
И «Послевкусие», фильм, снятый по знаменитой драме Леонида Зорина «Варшавская мелодия», запомнится надолго не романтичным флером обреченной любви, а именно как огромная драма двух людей, нашедших друг друга в послевоенном лихолетье и обреченных на потерю этой любви и расставание (Ксения Щербакова — Геля, Валерий Ушаков — Виктор). И только одно слово прозвучит в безмолвной кинодраме «Сын», где сокуровская глубоковесность кадра и красота российских просторов наполнятся невыносимой болью от самой страшной для матери утраты, а два человека, потерявшие в жизни все, найдут опору друг в друге ради того, чтобы жить и помнить…
Посмотрите эти фильмы, они стоят и просмотра, и обсуждений. И вселяют уверенность, что будущее у нашего кино есть.
Деньги, собранные от показов, все платформы перечисляют на нужды ветеранов.
Ольга Кузьмина
Рецензия от газеты "Вечерняя Москва".
Лучше всего о войне расскажут не бесконечные бои с массой убитых и даже не эпосы о волевых командирах. Ярче всего истории кошмарного конфликта отражаются в отдельных судьбах людей, которых пережитое не отпускает и спустя годы. Четыре уникальные истории наших и не только наших людей, которых сильно изменила война, расскажет драма-альманах «Последствия войны», которая стартует в цифровом прокате 4 мая.
Суть дела.
Как бы ни был крепок и силен человек, он не может пережить войну и остаться прежним. Практически все, кому посчастливилось остаться в живых после Второй мировой, либо вернулись совсем другими людьми, либо чрезвычайно изменились. Каждый из них потом несет воспоминания о боли, ужасе, голоде и иных лишениях всю жизнь – они не рассеиваются даже через десятилетия, не говоря уж о первых годах мирного времени. В центре нашего внимания – четыре человеческие истории людей, жизни которых после войны не назовешь счастливыми, слишком сильно на них отразились те страдания и принятые ими решения во время главного вооруженного конфликта в истории.
Брадобрей побывал в плену и натерпелся жутких пыток от фашистов, а после окончания ужаса устроился цирюльником под стать своей фамилии. Но кто бы мог подумать, что однажды к нему в парикмахерскую заявится тот лысый нелюдь, который измывался над ним еще несколько лет назад. Параллельно с этой развиваются еще три жизненные линии. Две из них посвящены любви – тяжелой, не вполне однозначной, преисполненной трудного выбора, а еще в них постоянно вмешиваются страшные люди и обстоятельства. Еще один персонаж – воин, возвратившийся домой целым и намеревающийся выполнить последнюю волю павшего в бою товарища.
Создатели.
Такое бывает нечасто и чаще всего встречается именно в альманахах. Похожая ситуация в «Последствиях войны»: четыре повествовательных направления и четыре творца, чтобы осуществить их на экране. По сути, все четыре мини-фильма были сняты уже давно, и каждый из них является самым заметным кинособытием в резюме начинающих режиссеров.
Алексей Беляков снял короткометражку «Бритва» о Брадобрее еще в 2014-м, а Сейран Тевфиков в том же году взялся за создание «Запретного влечения», которое вышло через три года; также на его счету еще несколько небольших лент. Самый молодой в составе – 25-летний Георгий Заозёрский, который два года назад снял «Послевкусие», вошедшее в нынешний фильм; мы также знаем его как актера – например, в фильме «Чапаев Чапаев». Иван Касимов в том же 2017-м снял «Сына», ставшего четвертой главой «Последствий».
Военный сборник был смонтирован в прошлом году, а его полноценная премьера ожидалась этой весной. Но, как и многие современные фильмы, «Последствия войны» не будут дожидаться послекарантинной эпохи и выйдут прямо сейчас – четвертого числа драма будет доступна в интернете.
Звезды
Вне всяких сомнений, самое известное лицо во всей кинокомпиляции – Игорь Савочкин, который через десять дней после цифровой премьеры фильма отметит свой 57-й день рождения. Саратовский актер дебютировал в кино еще в начале 90-х, затем работал в театре и на радио, но в одного из самых востребованных актеров России превратился в последние полторы декады. Фильмы «Жесть», «Адмиралъ», «Дом», «Левиафан» и «Бык», а также сериалы уровня «Крика совы» и «Метода» – почти всегда в сложном драматическом сюжете Савочкину находится суровая роль убедительного русского мужика. Но роль в «Последствиях» точно входит в число самых глубоких в карьере опытного экранного труженика.
Его партнера по сюжету – беспощадного немца – изобразил Николай Дроздовский, которого публика особенно хорошо знает по сериалам «Топтуны» и «Выжить после». Наталью Коренную мы также хорошо помним по ТВ – этому поспособствовали культовые сериалы «Воронины», «Кухня» и «Физрук». Изобразивший добросердечного немца Наиль Абдрахманов блеснул в фильмах «Первые» и «Жара», а еще засветился в «Полицейском с Рублевки».
Рекомендуется
Чем «Последствия войны» особенно ценны на общем фоне военного кино – это содержимым и вниманием к деталям. Здесь суть не в перестрелках, не в самоотверженных атаках и даже в меньшей степени в чудовищных утратах каждого отдельно взятого человека. Здесь речь о том, как меняется личность во время и после войны, а также о том бремени, которое выживший несет потом до конца своих дней.
Любителям сложных и неприукрашенных человеческих историй, а также нестандартного кино о войне «Последствия» определенно рекомендованы к просмотру.
Игорь Евдокимов
Рецензия от информационно-развлекательного портала для всех телезрителей России "TV MAG".
обсуждение >>