Исторические фильмы всегда красивы. Красивы в них лица и пейзажи, убранство пышных замков, удивительная старинная утварь. Да, исторические фильмы всегда красивы, а нравы их героев — жестоки. Фильм рижского режиссера И. Кренберса «Под страхом меча» переносит нас в кровавый и грубый семнадцатый век, когда латышский народ терзали завоеватели, когда полыхали огнем селения, когда по земле бродила смерть, голод, чума, и человеческая жизнь, казалось, ничего не стоила. Что противостояло всему этому ужасу? Простые и вечные вещи. Любовь. Верность. Мудрость народа, знающего, что душа его бессмертна.
Мы увидим в фильме «Под страхом меча» и классическую пару влюбленных, разлучаемых насильниками, и мужественную старую крестьянку, обвиненную в колдовстве лишь за то, что она была независима и горда. Основой для фильма послужила история юной и прекрасной латышской девушки Майи, которая умерла, защищая свое достоинство от посягательства жестокого чужеземца — военачальника Якубовского, неожиданно для себя и для своей чванливой невесты, с нетерпением ждущей свадьбы, полюбившего скромную служанку. Однако, авторы фильма — увлечены не столько сюжетом легенды, сколько самой фактурой времени — грубой и простой, как холстинные рубахи крестьян, как земля, как огонь, как камень — тот камень, из которого сложены стены замка в сердце Латвии, над светлой Гауей...
Татьяна Хлоплянкина
Спутник кинозрителя № 5, 1977 год
обсуждение >>