Превосходно снятый романтический фильм о первых нежных чувствах !
Для советского кино этого периода тема достаточно естественная, и изложить ее могли только вот таким деликатным образом.
Романтизм тут проявляется и в том, что тема страдания вообще никак не освещена- хотя от маленький герой обязательно бы страдал... И, наверное, это очень хорошо, что фильм сделан короткометражным - все таки и в самом деле , большое количество эпизодов для такого сюжета было бы излишним.
Фильм начинается весьма символически. Девушка в школьном форменном платье, десятиклассница и мальчик второклассник наблюдают за полетом самолетика который запускает парень девушки. Счастливые и светлые лица, но внезапно девушка ножницами обрезает нити планерного самолетика, и это прочитывается в контексте фильма как первый звоночек предстоящей тревоги. Главная интрига этого скромного по притязаниям и сейчас совсем уже полузабытого фильма необычный любовный треугольник второклассник влюблен в десятиклассницу а у той в свою очередь есть парень, согласитесь, не совсем обычно для советского детского кино. Далее по сюжету десятиклассники решают прогулять школу и отправляются в кафе мороженое прихватив второклассника, в это же кафе по роковому стечению обстоятельств заходит сестра десятиклассницы и учительница Овечкина. Десятиклассники позорно и трусливо сбегают бросив Овечкина на произвол судьбы, при том девушка еще и обвиняет в совершенном несчастье несчастного второгодника, но позже ее начинают мучить муки совести и она понимает как подло поступила с мальчиком. А утром на пороге ее дома уже стоит Овечкин который пришел простить ее. Вот собственно и вся интрига этого очень короткого по метражу фильма, просто скажите вы? да нет, я бы не сказал. За простой схемой прячется крепко стоящая на ногах психоделика советского детского воспитательного кино, да фильм очень сильно укоренен в своем времени (1983ий) школьная форма, какой то особо лучезарный взгляд актрисы играющей десятиклассницу (Ольга Дольников)очень доверительные отношения между героями. Сейчас такого не снимут это пить дать, потому для меня каждый просмотр " Обмана " это возращение в мою молодость. А завершается фильм опять же полетом восстановленного самолетика, круг замкнулся.
Нашел крохотную информацию что из фильма были вырезаны довольно таки значительные куски.Действительно он производит впечетление какой то недосказанности,оборванности.Герои настолько обаятельные,светлые но только только начинаешь им сопереживать как фильм раз и заканчивается так обидно.Увидим ли мы когда нибудь фильм в его первоначальном облике?
Специально устроил показ фильма для племянников,хотелось посмотреть,понять как новое поколение отреагирует на то что им по сути не близко,в чем они совсем не жили ибо родились через десять лет после выхода фильма.Да огорчен,они откровенно скучали и по их реакции я понял насколько фильмы бывают укоренены в своем времени,лет через тридцать(именно столько прошло со сьемок Обмана)сериал Школа будет таким же документом эпохи,архаикой.Огорчает и то что доброта которой пропитан фильм нынешним подросткам уже не нужна и не близка.Ошарашила племянница заявив совершенно скучный фильм вот если эти старшеклассники сексом бы занялись а Овечкин бы их застукал.Что ж поделаешь каждому времени свои ценности.
Базилио а если рассудить Обман(1983)в том же году снимаеться Чучело вроде бы говорят об одном и том же,о зарождении любви маленьким росточком в детских сердечках.Но если в Обмане эта Любовь была героями сохранена(пусть и в парадоксальной форме)чувство первоклассника к девочке выпускного возраста(впору похвалить авторов за нетривиальность замысла,за смелость.Такие вещи в ту пору запросто запрещали(вот почему?!)нам наверно уже никогда не понять менталитет советского цензора от кино.А в Чучеле то вот наоборот говориться о том что росточек чувства между Леной Бессольцевой и Димой вроде бы созрел но тут же был грубо растоптан системой.Помните жуткий кадр созданный провидческим гением Быкова
в школу бегут стайки нарядных ребят а их встречает на крыльце маска именно маска,не человек,директриса умилительно кивает головой все идет как надо,как надо,и несколько раз повторяясь этот крупный план очень много говорит зрителю очень много.Попробовал бы кто нибудь из этих детей выйти за рамки того что одобрено этой жуткой маской,представить страшно.И вот о чем говорили нам и Обман и Чучело(хоть и немного поразному)о детях которые вышли за пределы назначенной маской системы,осознав себя не жалкой частичкой но полноценной системой мироздания!Бессольцева осознала и Димка по своему тоже(можно оспорить)Овечкин осознал и старшеклассница(героиня Дольниковой)а вот насчет её мальчика не уверен(жду мнений).
№ 31 Александр поздеев Интересно дожил ли этот автор до сериала Школа Германики?
Критик возможно и дожил, возможно и впал в маразм.
Отношения школьников в любви должно быть всегда на экране в самых благородных красках, в сияющем свете маяка, показывающего путь. Тогда меньше будет пошлости и быдлячества у "недорослей", меньше будут кончать жизнь самоубийством заблудшие детские души..
И все таки удалось найти в старом киножурнальчике крохотную рецензию некоего автора который фильм отчаянно ругал.Там между строчек проскользнуло что сначала в фильме очень сильно делался акцент на школьных эпизодах(как раз наверно то что вырезано было потом.И подумайте только этот советский горе критик говорил о том что безнравственно снимать фильмы подобные Обману неизвестно чему учащие советскую молодежь?!но смотревшие то фильм знают что в нем один позитив,он о светлом чувстве,о светлой любви.Интересно дожил ли этот автор до сериала Школа Германики?
Извиняюсь за ошибки, спешил. Поправки к посту №29: вместо "объясняется ограниченность" читать "объясняется ограниченностью", вместо "показали старшеклассника" читать "показали старшеклассникам".
Почему такие типажи, такие таланты никак ни востребованы в кино?
Невостребованность юных актеров, даже популярных после съемок первых фильмов объясняется ограниченность планового кинопроизводства в СССР. Но, отдать должное надо тому, что он работал как индустрия. Только детских полнометражек по три-четыре в год. Но мощности не хватало. Каналов ТВ всего три. Сериалов, что бы дальше снимать этих ребят, практически нет. Тем не менее, вся классика отечественного детского кино именно с советского времени. Но, сейчас её не показывают, так, иногда.
Но, если вы имели ввиду такие типажи в современном кино, то здесь чисто экономическая проблема.
Интересно каким бы был фильм если бы его экранизировали в наше время?
Если бы показали старшеклассника в кинотеатре, предварительно дав задание внимательно запоминать образы героев для дальнейшего краткого изложения, они бы также с восторгом и чувствами его восприняли. Меня радует, когда в театрах вижу группы школьников, и все они правильно понимают.
Недоумеваю в фильмографии режиссера Обмана Николая Раужина всего лишь два фильма,в фильмографии Ольги Дольниковой четыре фильма во всех она сыграла школьниц.Почему такие типажи,такие таланты никак ни востребованы в кино?В очередной раз пересмотрев фильм я понял насколько он укоренен в своем времени.Документ солнечной,беззаботной эпохи нашего навек ушедшего детства.Школьная форма,кафе-мороженое(помните?),доброта,позитив.Просто хочеться плакать,ах сколько же мы утратили за тридцать лет прошедшие со сьемок фильма .Интересно каким бы был фильм если бы его экранизировали в наше время?
отзывы
Для советского кино этого периода тема достаточно естественная, и изложить ее могли только вот таким деликатным образом.
Романтизм тут проявляется и в том, что тема страдания вообще никак не освещена- хотя от маленький герой обязательно бы страдал... И, наверное, это очень хорошо, что фильм сделан короткометражным - все таки и в самом деле , большое количество эпизодов для такого сюжета было бы излишним.
Удивительно, как эта "ева" спокойно, рассчетливо, умело и аргументированно подбивает "адама" на "грех"
Нашел крохотную информацию что из фильма были вырезаны довольно таки значительные куски.
в школу бегут стайки нарядных ребят а их встречает на крыльце маска именно маска,не человек,директриса умилительно кивает головой все идет как надо,как надо,и несколько раз повторяясь этот крупный план очень много говорит зрителю очень много.Попробовал бы кто нибудь из этих детей выйти за рамки того что одобрено этой жуткой маской,представить страшно.И вот о чем говорили нам и Обман и Чучело(хоть и немного поразному)о детях которые вышли за пределы назначенной маской системы,осознав себя не жалкой частичкой но полноценной системой мироздания!Бессольцева осознала и Димка по своему тоже(можно оспорить)Овечкин осознал и старшеклассница(героиня Дольниковой)а вот насчет её мальчика не уверен(жду мнений).
Отношения школьников в любви должно быть всегда на экране в самых благородных красках, в сияющем свете маяка, показывающего путь. Тогда меньше будет пошлости и быдлячества у "недорослей", меньше будут кончать жизнь самоубийством заблудшие детские души..
Почему такие типажи, такие таланты никак ни востребованы в кино?
Но, если вы имели ввиду такие типажи в современном кино, то здесь чисто экономическая проблема.