Казалось бы, за плечами у режиссера картины «Имя» Бориса Рыцарева — добрый десяток сказок. Взялся он на этот раз за неожиданную для себя военную картину. Неожиданную и такую понятную: ведь и в ней похождения Ивана-дурака, пусть превращенного в удалого солдата не поворотом сказочного сюжета, а волею казарменного уклада жизни, для которого что тот человек, что этот — все едино. Пропал штрафник Сидоров, конвоируемый на фронт,— его заменил Сидоров — железнодорожный рабочий. Не беда, что воевать не обучен,— уничтожит вражеский пулемет с помощью железяки и т. д. и т. д. Чем не повод для бурлеска, безоглядной эксцентриады? Чем не история - кинематографического Чонкина, тем более имеющая свою собственную, хоть и насильственно прерванную в 60-е годы традицию («Женя, Женечка и «катюша» В. Мотыля и др.)? Нет! У нас, как заведено, про войну — драма, в крайнем случае мелодрама, чтоб с переживанием непременно и со слезою в конце. И никак не иначе. Иначе непатриотично.
Вячеслав Шмыров
«Советский экран» № 6, 1989 год
Этот фильм мог появиться много лет назад. Правда, в таком случае он, возможно, назывался бы «Иванов, Петров, Сидоров». Да и режиссер был бы у картины другой. Но судьба распорядилась иначе: появилась за эти годы лента с похожим названием — «Иванцов, Петров, Сидоров», а о забытом сценарии Геннадия Петрова и Аркадия Толбузина вспомнили лишь в конце 70-х.
В середине шестидесятых, один из авторов сценария, актер и режиссер А. Толбузин, собирался сам ставить картину о пареньке — рабочем железнодорожного депо, волею судеб и случая оказавшемся в штрафном батальоне и попавшем на передовую. У Толбузина фронтовая судьба была схожей: он тоже воевал в штрафбате. Но, как в те годы случалось не раз, сценарий был категорически отвергнут в Госкино СССР. Слишком явно прочитывался в нем иной взгляд на войну — взгляд не с маршальского наблюдательного пункта, не из Ставки Верховного Главнокомандования, а из окопа. Слишком непривычным казалось восприятие войны.
Спустя 22 года на Студии имени М. Горького режиссер Борис Рыцарев поставил по давнему сценарию фильм. Правда, сюжет претерпел существенные изменения. Геннадий Петров написал продолжение.
Актера Олега Демидова, сыгравшего главную роль нашли так: позвонили Юрию Владимировичу Никулину и попросили порекомендовать клоуна, который был бы... «молодым Никулиным».
В фильме снимались актеры (в том числе и непрофессиональные), малознакомые или вовсе не знакомые зрителю: В. Трошин, В. Голубенке. С. Максачев, Б. Акрамов, А. Лиелайс, М. Устименко, Т. Куркова.
«Советский экран» № 4, 1989 год
обсуждение >>