Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Каждый день жизни (1973)

Каждый день жизни кадры из фильма
Год
1973
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.333 / 6 голосов

   
Шахтерский город Донецк со специфически сложными горно-геологическими условиями. Новому главному инженеру Марату Жукову дирекция шахты ставит задачу закрыть опасную лаву, где работает бригада Доценко, - одна из лучших шахт перестала выполнять план. Сделав расчеты, Марат обнаружил возможность выхода на нормальный пласт и смог убедить начальство, что не стоит расформировывать дружную бригаду...

последнее обновление информации: 24.04.25

На шахту приехал новый главный инженер Марат Жуков. Со стороны приглашен этот блестящий инженер, многому обучившийся в столичной среде деловых людей,— у него лицо такое твердое, резкое, умные глаза и прочные челюсти. У него безвременно скончалась жена, есть дочь Таня.
Но приглашен он на уже известную нам роль новатора-преобразователя. Новый главный инженер призван доказать, что нерационально сохранять за бригадой Доценко самостоятельный участок, если он дает в сутки не тысячу тонн угля, как каждый из остальных, а всего триста—четыреста. Между тем, если бригаду Доценко разверстать по другим участкам, выиграет и производство в целом и шахтеры.
Жукову ли не знать цены оперативному простору, а эта лава только силы сковывает. И Марат начинает точно в духе законов НТР: «А почему нельзя закрыть завтра? Почему на это нужен месяц?» И слышит в ответ нечто: «Завтра — суббота». Весь фильм — объяснение, почему нельзя, хотя и надо. Объяснения поверхностные, буквально даваемые в «словах, словах, словах»: в бригаде Доценко не случайные люди, а настоящие шахтеры, сплавившиеся в монолит с высокой внутренней температурой, раздроби его — погаснут. Не цифрой, мол, единой жив человек. Не только люди — для дела, но и дело для людей и т. п. Это не ново и легко может быть опровергнуто словами же: люди на всех участках наши, те же шахтеры, притрутся! Тем более, что игрой в поддавки со зрителем ( и с темой) выглядят некоторые диалоги: «Не могу я от них уйти...В прошлом году у нас был выброс газа. Я тогда испугался и побежал на выход. Они все видели... И тогда мне никто даже слова не сказал. Взглядом не дали понять!» — говорит могучий, черноликий красавец Семен. Марат: «Но по инструкции шахтер не обязан рисковать своей жизнью ради жизни другого!»
Данью полупочтенной традиции «аварийного» псевдогероического кинематографа звучит и признание самого Доценко (Н. Мерзликин): «Когда уголь идет нормально, без обвалов, воды мало в шахте.,, так скучновато!» Попытка с явно негодными средствами — и пренебрежение одного из героев фильма, Григория, к арифмометру (на предмет посрамления всяких там ЭВМ): можно крутить ручку тысячу раз, а можно и не крутить — все равно уже в уме сосчитано.
Но среди проходного, необязательного и просто ошибочного вы не раз и не два ощутите удар правды. Удар правды—и в любовной пристальности камеры, когда она, едва касаясь, как бы ласкает утомленные черные шахтерские лица, и в высокой, пронзительной, щемящей песне Василя, когда пришло все же известие о закрытии лавы. Удар правды несет в себе и сцена в опасном забое, когда замер конвейер, а черные лица застыли в нечеловеческом напряжении, светясь тем единственным, ослепительным светом — на что лишь бледный намек в словах «шахтерское братство». Ощущение правды ,— и в тонком тумане над терриконами, и в немудрящих заботах под кровлями полудеревенских домиков, и в лучшей, по-моему, сцене, когда идут по аллее шахтеры со смены и расходятся молча, на полукивке — легкое иго пережитого вместе, бессловесная нежность солдат.
...По тугой, холодной лестнице взлетая к своим телефонам, Марат по московской привычке решал попутно кучу дел: время! Сроки! Все правильно — стиль НТР! Только ведь если бы не встретил Марат такого вот Доценко, с кем нельзя, ни в коем случае нельзя решать проблемы на лестнице, не получилось бы так, что и в душе он постепенно привык бы решать на бегу, по селектору? Вот один из главных моральных вопросов, что рождается в рамках этого традиционного производственного сюжета. Тимур Золоев не дошел еще до настоящего угля, на его ленте видим мы немало легкой, лишней породы. Но эта лава (я имею в виду производственный сюжет) по-прежнему весьма перспективна, потому что искусство, как известно, есть не руководство к хозяйственной работе, а напоминание об идеале.

К.Коробков

"Советский экран" № 23, 1974 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 7
Маргарита Джиганская   15.01.2022 - 12:20
... Что примечательно в этом фильме, что правды нет никакой даже на микрон. Какая там атмосфера? Люди как люди, как и везде на постсоветском пространстве. Пьют по черному самогон. Работали исключительно... читать далее>>
№ 6
Наталья Волженкова (Москва)   14.01.2022 - 22:04
Интересно было посмотреть, каков труд шахтера, каково в шахте. Да, слабаки там, наверное, не смогут. Режиссёр много работал как документалист, поэтому есть надежда, что все это показано достоверно. Чувствуется... читать далее>>
№ 3
телеман   29.01.2013 - 18:20
№ 1 Игорь Ш. (Москва),№ 2 Александр42,может имеется в виду городок в России читать далее>>
№ 1
Игорь Ш. (Москва)   23.12.2010 - 13:22
Ничего себе описание фильма! "Шахтёрский ГОРОДОК Донецк"! "Городок" уже в те годы был с миллионным населением, так, для справки... )) читать далее>>
19 мая
Домашний
19 мая
Пятый канал
20 мая
Домашний
21 мая
Домашний
23 мая
ТВ-3
23 мая
Домашний
19 мая
Amazon Prime Video
21 мая
КиноПоиск HD, PREMIER
21 мая
Netflix
23 мая
КиноПоиск HD
23 мая
START
25 мая
Amazon Prime Video
27 мая
START
27 мая
OKKO
27 мая
КиноПоиск HD
29 мая
HBO Max
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен