Долгое время "Композитор Глинка" был в загоне. В советские годы фильм по ТВ практически не показывали, а историки кино его обходили стороной, обычно упоминая его в контексте других фильмов о композиторах ("Мусоргский", "Римский-Корсаков").
Позднее фильм стали примечать и сдержанно хвалить. Отдельной похвалы удостоился Александр Сашин -Никольский за роль отставного солдата Дмитрия Петрова (того который руководит переносом церкви). По-моему Ростислав Юренев отметил что "Композитор Глинка" больше похож на фильм-концерт (и это было сделано со знаком "плюс").
Что "от себя" по фильму? Да фильм Лео Арнштама (1946 года) куда более реалистичный но он и более тягучий. Очень тяжело смотрится. Такое ощущение что фильм снимался как под прессом. Да он передаёт нелёгкую жизнь Глинки-человека но вот Глинки-композитора там почти и нет. Из того фильма запомнилось интересное исполнение Петром Алейниковым (!) роли Пушкина. Причём Алейников сыграл Александра Сергеевича весьма любопытно - как человека не от мира сего, который буквально чувствует свою обречённость.
"Композитор Глинка", напротив, несмотря на отдельные мрачные сцены, производит впечатление пышности. Что-то в духе Голливуда - типа "Великого Карузо" или "Пока плывут облака". Это можно принимать или не принимать, но подобный подход при экранизации биографий музыкантов и композиторов был весьма распространён. И не в СССР эпохи малокартинья его изобрели.
По актёрам. Понравился Борис Смирнов в главной роли. Ещё раз убедился в том, какой это замечательный актёр, карьера которого была убита назначением его на роль "постоянного Ленина". Хорош Лев Дурасов в роли Пушкина. После такого исполнения даже начинаешь злиться, когда на ум приходят ахи и охи из 70-х годов на тему "Пушкина сыграть нельзя!" Лев Дурасов (в а позднее - Александр Палиес (в фильме "Разбудите Мухина")) доказал - можно играть Пушкина! Если талантливо. А если, как Сергей Безруков - то точно, нельзя... Из "портретных ролей" можно отметить Константина Нассонова (Жуковский) и Игоря Литовкина (Грибоедов). Как всегда великолепен Михаил Названов, буквально сжившегося с ролью Николая I :). Метко и остро сыграл роль Фаддея Булгарина Павел Павленко (оказывается, он умел играть не только сказочных старичков-добрячков :)). Отдельный плюс - приглашение на роль Ференца Листа САМОГО Святослава Рихтера.
Кто не понравился... Гоголь в исполнении Георгия Вицина чересчур дежурная роль - куда лучше Георгий Михайлович сыграл Николая Васильевича в фильме "Белинский". Любови Орловой в роли сестры Глинки просто нечего играть - просто присутствие в кадре и ничего больше. Андрей Попов в роли Стасова сильно проигрывает штатному исполнителю этой роли, Николаю Черкасову. Юрий Любимов в роли Даргомыжского инертен и совершенно не запоминается.
В общем, если отнестись к "Композитору Глинке" как красочному постановочному "боевику" (в голливудском смысле), то можно получить удовольствие. Я лично получил, хотя начинал смотреть фильм со скептической физиономией :).
Яркий, красочный фильм с правильно расставленными акцентами. Изменение названия"Иван Сусанин"на пафосное и паршивое"Жизнь за царя", пренебрежение жирных дам и толстопузых господ к русскому народу- сцены, вызывающие гнев и еще большую ненависть ко всему, что олицетворяли вышеупомянутые цари, дамы и господа, присутствовали, и это правильно. Фильму плюс.
Мне фильм 1946 года понравился больше. Он реалистичнее и более жизненный. А этот фильм как придворный портрет, созданный по канонам и одобренный императором. Фильм сейчас также актуален, как и новый учебник истории. Народу нужна правда. Правильная и красивая правда, которая зовёт на подвиги и великие дела!
Александр Андреевич Манжуев (Иркутск)15.08.2021 - 05:51:20
Очень хороший фильм! Я смотрел без отрыва. И в настоящее время этот фильм актуален. Хотя в этом фильме показан очень сильно патриотизм, а почему бы и нет. Нам сейчас это очень важно. В фильме показано именно наше ситуация в России в данное время. Всех чиновников, артистов и шоуменов дети практически живут за границей, и эти люди думают о России?
Иванова Надежда Николаевна (Чебоксары)05.11.2020 - 23:52:02
Замечательный фильм, великолепный актерский состав. Все понравилось, ничего не смущало. Еще один фильм о великом русском композиторе снят великим русским режиссером.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)17.06.2019 - 16:38:31
Этот короткий диалог вряд ли нуждается в комментарии, если вспомнить, что в это самое время (1952) в СССР шла борьба с космополитизмом - а Мейербер был евреем, именно космополитического плана... :-)))
Не факт, что этот диалог вообще имел место в реальности. Типичная конъюнктурная вставка, характерная для позднесталинской эпохи, когда идеологический и административный нажим на искусство был особенно силён. Судя по тому, что я читал о Мейербере, родную Пруссию он не забывал, и похоронен был в Берлине, хотя умер в Париже, а до этого много работал в Италии. И оказывал финансовую поддержку молодым начинающим немецким композиторам.
- Музыка может быть только хорошей или дурной. У искусства нет родины, господин Берлиоз!
- Только в том случае, если родины нет у музыканта, господин Мейербер!
Этот короткий диалог вряд ли нуждается в комментарии, если вспомнить, что в это самое время (1952) в СССР шла борьба с космополитизмом - а Мейербер был евреем, именно космополитического плана... :-)))
Какая же красота в фильме... богато! Меня поразил обеденный стол, какая изысканная вкуснятина, как приготовлено красиво, монограмма музыкальная - вот где мастера! Посуда - всё сверкает золотом.
Композиторы, поэты... костюмы тоже очень красивы, но они в них как-то неуютно себя чувствуют. Особенно скован был Михаил Незнамов - Николай 1, как в панцире. :-) И лицо неподвижно.
Понравился А.С.Пушкин - актер держался свободно, Георгий Вицин - прям настоящий Н.В.Гоголь.
А когда играл Святослав Рихтер - так меня захватила его игра - движения. Как паук - быстро плетущий сети - ну так мне увиделось. :-) Отлично!
(Раньше.., когда показывали пианистов по телевизору - всегда смешило как они подкидывают руки, трясут головой... :))
Что это жена композитора Глинки при разводе все себе заграбастала - даже его костюм и то, на память похоже! :) Улыбнуло и взгрустнуло, когда один из друзей Михаила Ивановича, из сочувствия предложил сестре композитора - сумму денег. Сестра отказывалась, но друг настоял. Прошло пять минут, ... и Глинка спрашивает у сестры нет ли у нее 1000 рублей, адвокат жены требует. Сестра достает из кармана деньги и отдает брату, тот довольный - уносит их. Даже не поинтересовался - а где сестра взяла деньги. Вот появились деньги нежданно-негаданно ... и тут же уплыли! ...
Интересно было наблюдать как перемещали церковь - такие толстые канаты, такая силища в руках людей.
№15 Вихрь
...
Это было сделано сознательно. В начале 1950-х считалось, что главное в жизни выдающихся деятелей искусства - это их творчество, а не перепитии личной жизни и отношение к алкоголю.
Это и сейчас нормальные люди считают главным. Мы помним и любим этих людей за то, что они создали, а не за то, сколько раз они женились или разводились, или кто, сколько и когда выпил.
отзывы
Позднее фильм стали примечать и сдержанно хвалить. Отдельной похвалы удостоился Александр Сашин -Никольский за роль отставного солдата Дмитрия Петрова (того который руководит переносом церкви). По-моему Ростислав Юренев отметил что "Композитор Глинка" больше похож на фильм-концерт (и это было сделано со знаком "плюс").
Что "от себя" по фильму? Да фильм Лео Арнштама (1946 года) куда более реалистичный но он и более тягучий. Очень тяжело смотрится. Такое ощущение что фильм снимался как под прессом. Да он передаёт нелёгкую жизнь Глинки-человека но вот Глинки-композитора там почти и нет. Из того фильма запомнилось интересное исполнение Петром Алейниковым (!) роли Пушкина. Причём Алейников сыграл Александра Сергеевича весьма любопытно - как человека не от мира сего, который буквально чувствует свою обречённость.
"Композитор Глинка", напротив, несмотря на отдельные мрачные сцены, производит впечатление пышности. Что-то в духе Голливуда - типа "Великого Карузо" или "Пока плывут облака". Это можно принимать или не принимать, но подобный подход при экранизации биографий музыкантов и композиторов был весьма распространён. И не в СССР эпохи малокартинья его изобрели.
По актёрам. Понравился Борис Смирнов в главной роли. Ещё раз убедился в том, какой это замечательный актёр, карьера которого была убита назначением его на роль "постоянного Ленина". Хорош Лев Дурасов в роли Пушкина. После такого исполнения даже начинаешь злиться, когда на ум приходят ахи и охи из 70-х годов на тему "Пушкина сыграть нельзя!" Лев Дурасов (в а позднее - Александр Палиес (в фильме "Разбудите Мухина")) доказал - можно играть Пушкина! Если талантливо. А если, как Сергей Безруков - то точно, нельзя... Из "портретных ролей" можно отметить Константина Нассонова (Жуковский) и Игоря Литовкина (Грибоедов). Как всегда великолепен Михаил Названов, буквально сжившегося с ролью Николая I :). Метко и остро сыграл роль Фаддея Булгарина Павел Павленко (оказывается, он умел играть не только сказочных старичков-добрячков :)). Отдельный плюс - приглашение на роль Ференца Листа САМОГО Святослава Рихтера.
Кто не понравился... Гоголь в исполнении Георгия Вицина чересчур дежурная роль - куда лучше Георгий Михайлович сыграл Николая Васильевича в фильме "Белинский". Любови Орловой в роли сестры Глинки просто нечего играть - просто присутствие в кадре и ничего больше. Андрей Попов в роли Стасова сильно проигрывает штатному исполнителю этой роли, Николаю Черкасову. Юрий Любимов в роли Даргомыжского инертен и совершенно не запоминается.
В общем, если отнестись к "Композитору Глинке" как красочному постановочному "боевику" (в голливудском смысле), то можно получить удовольствие. Я лично получил, хотя начинал смотреть фильм со скептической физиономией :).
... Названов. Холодную неподвижность лица Николая I отмечали многие современники.
... Особенно скован был Михаил Незнамов - Николай 1, как в панцире. :-) И лицо неподвижно.
- Только в том случае, если родины нет у музыканта, господин Мейербер!
Этот короткий диалог вряд ли нуждается в комментарии, если вспомнить, что в это самое время (1952) в СССР шла борьба с космополитизмом - а Мейербер был евреем, именно космополитического плана... :-)))
Как же - обошли, если там про развод и взяточников из консистории? :-)))
Композиторы, поэты... костюмы тоже очень красивы, но они в них как-то неуютно себя чувствуют. Особенно скован был Михаил Незнамов - Николай 1, как в панцире. :-) И лицо неподвижно.
Понравился А.С.Пушкин - актер держался свободно, Георгий Вицин - прям настоящий Н.В.Гоголь.
А когда играл Святослав Рихтер - так меня захватила его игра - движения. Как паук - быстро плетущий сети - ну так мне увиделось. :-) Отлично!
(Раньше.., когда показывали пианистов по телевизору - всегда смешило как они подкидывают руки, трясут головой... :))
Что это жена композитора Глинки при разводе все себе заграбастала - даже его костюм и то, на память похоже! :) Улыбнуло и взгрустнуло, когда один из друзей Михаила Ивановича, из сочувствия предложил сестре композитора - сумму денег. Сестра отказывалась, но друг настоял. Прошло пять минут, ... и Глинка спрашивает у сестры нет ли у нее 1000 рублей, адвокат жены требует. Сестра достает из кармана деньги и отдает брату, тот довольный - уносит их. Даже не поинтересовался - а где сестра взяла деньги. Вот появились деньги нежданно-негаданно ... и тут же уплыли! ...
Интересно было наблюдать как перемещали церковь - такие толстые канаты, такая силища в руках людей.
...
Это было сделано сознательно. В начале 1950-х считалось, что главное в жизни выдающихся деятелей искусства - это их творчество, а не перепитии личной жизни и отношение к алкоголю.