
История кино
Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей (часть IV)
Как выглядит список самых популярных советских кинолент в жанрах детектива и триллера, приключенческой тематики, сказки, фантастики и фильма–концерта?
отзывы
Фигу, обратно ускользнуло... Налицо ускользающе лукавая эстетика, еще верней, эклектика: неопределенность фабулы, неординарность жанра, особенно странные для 1950-х. Не просто кондовый военно-героический или революционно-приключенческий, или шпионски-детективный боевик из времен Гражданки, а сплав, амальгама, бурлеск...
И, вполне может быть, довесочной экзотики придает южнославянский компонент, родственный, но иной менталитет балканских братьев.
Сам герой - Олеко Дундич – ничуть не прямолинеен, как наш типовой тогда лихой удалец, картинный рубака. Этот серб – тоже, без яких, смел, но и по-другому шибко умел: он хитрован, он лицедей, поднаторевший в нелинейном искусстве выживания.
Не столько лётает неуязвимым командором в лЮбой всем снайперам бурке, да на могучем скакуне. Не только фасонисто фехтует и без промаха пуляет, но при случае и в грязи покувыркается, и под лошадиными копытами поизвивается - пускай неизяЧно, зато - жизнеспасительно.
Наверное, сказался многовековой опыт тяжкой и ожесточенной борьбы, увертливого сопротивления сербов злым и жестоким янычарам.
В общем, никак не стыкуется дата (1958-й) с концепцией предъявленного. Собственно говоря, лишь сейчас с удивлением открываешь, как в пику стереотипам несакраментально «зажигал» в те годы Леонид Луков, рискованно жонглируя контрастно-парадоксальными перебивками сюжетов и тем («Разные судьбы», «2 жизни»).
В «Дундиче» великий режиссер опять же оторвался по полной: талантливо, пылко, смачно, манко, - неординарно.
Рушащий каноны, опережающий (лет на 12-15) общественные вкусы юмор, фривольная цыганщина (с молодым Сличенко). Все это, пожалуй, почище (ибо много раньше и серьезней, в том числе по последствиям), чем в «Свадьбе в Малиновке» или «Неуловимых».
Дундич – это, если на вскидку, эксцентрично-разбитной вариант-симбиоз из реальных Камо и Баумана в сплавке с изобретенными, но более балаганно-хулиганистыми штандартенфюрером СС Штирлицем и адъютантом Кольцовым. При этом он одинаково блистателен в роли подпольщика и шпиона, воина и сердцееда, кутилы и игрока, фигляра и факира, манипулятора и гипнотизера, политика и полководца. Но, перво-наперво, неисправимый авантюрист, рванувший под знамена Октября, но никак не поддающийся дисциплинарному кулаку Буденного (Лев Свердлин) и Ворошилова (Владимир Трошин).
Нет, это вам не литая из бронзы и меди легенда о несгибаемом комиссаре, а живая мозаика в блескучих переливах, подлинная диалектика сложного и противоречивого, но исключительно обаятельного «характера в припрыжку», за что спасибо Бранко Плеше.
И всем-всем-всем….
Те же «белые» поданы как бы в рамках общедозволенного схематизма, но, благодаря ядреной эксцентрике и иронии, заметно выбиваются из «прокрустовых гробиков» цензуры. Их тут целая галерея: суровый генерал Мамонтов (Борис Ливанов), полковник Бобров (Евгений Самойлов) и просто вулканирующий «черномырдинизмами», распираемый гротеском неистовый бурбон Шкуро (Сергей Лукьянов)...
Искрометны в привычных своих амплуа Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Валентин Брылеев, Петр Любешкин, а также Евгений Велихов, Юрий Пузырев, 2 Татьяны: Конюхова и Пилецкая и мн. др.
Оценка. Исключительно талантливый, яркий, зажигательный, нестандартный военный фильм - на реальной основе, но в пряной приправе не передозированного фарса и абсурда.