Если б кто-нибудь попытался обмануть нас, говоря, что «Белые, белые аисты» старая картина, мы бы все равно с первых же кадров безошибочно угадали, когда сделан фильм.
Да, это кинематограф сегодняшнего дня — и по ритму, и по операторской работе, и по музыке Р. Вильданова, которая не стремится назойливо комментировать происходящее, а, наоборот, словно на минуту выключает нас из цепи непосредственных событий, уводит куда-то дальше и выше, обогащая наше восприятие.
Однако, создавая свой фильм, авторы вовсе не любуются тем, как хорошо они умеют это делать. Эти проезды камеры сквозь толпу, не «организованную», как в какой-нибудь плохой массовке, а живущую по своим законам, этот своеобразный ритм, эта способность режиссера вдруг на какие-то мгновения чуть отстраниться от предмета разговора — одним словом, все эти средства выражения современного кинематографа нужны авторам для того, чтобы по-иному — более пристально и остро — увидеть окружающий мир. И поэтому с любопытством и волнением всматриваемся мы в жизнь, казалось бы, хорошо знакомую нам, но чуть преображенную взглядом операторской камеры Д. Фатхуллина. Как уютен и светел этот кишлак с его плоскими крышами и дымками, поднимающимися к небу, как удивительно красиво это неторопливое чередование времен года, солнечных восходов и закатов, и какой разумной должна быть жизнь в гармоничном, так любимом авторами фильма мире! Но зловещие «фигуры в белом» встают на пути Малики и Каюма всякий раз, когда они делают шаг друг к другу. Женщины уже не носят паранджу, но старые предрассудки еще встречаются. Именно против них и восстают создатели фильма.
Образы стариков — Шукура и Мехринисо — в достаточной мере сложны, своеобразны, мы хорошо представляем весь путь, который прошли эти люди. Характеры же главных действующих лиц — Каюма, Малики, Акрама — лишь едва намечены. Как только Малика и Каюм остаются наедине, им нечего сказать друг другу.
Фильм «Белые, белые аисты» - это фильм скорее о ненависти к ханжеству, чем о любви, чем о красоте человеческих отношений. Эта ненависть понятна нам, и поэтому мы готовы поверить и в любовь, но поверить на слово, ибо сценарий не дал возможности актерам С. Исаевой, Б. Бейшеналиеву полнее и больше рассказать о своих героях.
Тем не менее при всех недостатках фильм «Белые, белые аисты» — удивительно естественный и жизненный; материал, положенный в его основу, находится в полной гармонии с изобразительным решением.
Т.Хлоплянкина
«Советский экран» № 19, 1966 год
обсуждение >>