Кинематографисты заинтересовались историей зарождения отечественного кинематографа. «Раба любви» Н. Михалкова рассказала нам о «Великом немом» двадцатых годов. В грузинском фильме «Синема» речь идет о самых первых опытах создания «живых картин». Наряду с этим в «Синема» (сценарий Л.Челидзе, режиссер Лиана Элиава) отчетливо прослеживается характерная для грузинского кино- тема «чудаков» — людей, одержимых, конечно же, благородной целью, для достижения которой они жертвуют всем, даже любовью.
....Молодой князь (актер М. Джинория), Получивший образование в Париже, порывает со своим сословием ради «синема» — волшебного искусства будущего. Его друг — потомственный дворянин, имеющий единственную собственность — коня и саблю, загорается идеей взлететь на воздушном шаре...
Стала доброй традицией и другая черта кинематографа Грузии — тонкий, мягкий юмор в сочетании с проникновенным лиризмом. Примеров тому не счесть. Но «Синема» тут, пожалуй, не эталонно: юмор в картине приглушен, лиризм несколько ассоциативен, характеры лишены психологической глубины.
Может быть, перед нами произведение иного плана? Фильм, в котором господствует яркий зрелищный изобразительный строй, близкий к живописи, изобилующей сложной символикой? Были в грузинском кино и такие картины.
Но нет. Строгая черно-белая гамма. Скромные, точные композиции лишь в немногих местах обнаруживают символическую выстроенность. Снова элементы стиля, но не сам стиль…
Лиана Элиава попыталась сделать «Синема» синтезом течений национального кинематографа. Фильм не стал эклектичным (что, несомненно, относится к числу его достоинств), вместе с тем «гладкость» картины достигнута за счет усреднения сюжета и выразительных средств. А это влечет неизбежные потери для эмоционального восприятия фильма.
Кинематограф Грузии сегодня по праву считается одним из интереснейших. И, наверное, нигде так, как в Грузии, не сильны позиции «авторского кино» (то есть своеобразного, неповторимого). В «Синема», объединившем многие темы «авторских фильмов», такое своеобразие отсутствует. Перед нами просто незамысловатая история из жизни пионеров кино.
Александр Федоров
26.06.1979.
обсуждение >>