В кинозале Общественного центра имени Моссовета с
21 мая по
3 июня пройдет ретроспектива фильмов
Глеба Панфилова, приуроченная
80-летию режиссера. Юбилейная программа подготовлена
Государственным центральным музеем кино при поддержке Киноконцерна «Мосфильм» и ГБУК г. Москвы «Московское кино».
Глеб Панфилов похож на своих героев — упорный и целеустремленный человек из народа, работавший мастером Свердловского завода металлоаппаратов, соединявший в себе неукротимую жажду творчества с верой в большие идеи. Уже первый его фильм аккумулировал в себе эссенцию его творчества: крепкую и уверенную режиссуру, мощную литературную основу (Панфилов всю жизнь будет сам работать над сценариями своих фильмов, хотя не всегда в одиночестве), связь с советской кинематографической и литературной традицией (в данном случае в первую очередь с прозой Платонова и Бабеля) и важнейший элемент — актрису и его будущую супругу
Инну Чурикову, без которой невозможно представить его работ и которой на протяжении стольких фильмов удавалось раскрывать разные грани одной роли, одного типа. Но самое важное и интересное в картинах
Панфилова — соединение личного и социального. Поэтика его двумя ногами стоит на земле, она основана на материальной достоверности и в то же время эту достоверность преодолевает. Как писал
Евгений Габрилович, с которым режиссер создал сценарии двух первых фильмов, в своей работе они стремились раскрыть глубины бесхитростного, ураганы простого. Возможно, сейчас, когда
Глебу Панфилову исполняется
80, самое время посмотреть на его картины новыми глазами, свободными от предрассудков и лишнего груза прошлого, а заодно попробовать иначе взглянуть и на само это прошлое, живя в котором
Панфилов пытался обнаружить к нему живое и пульсирующее отношение. Сейчас, когда утопия эта осталась позади, благодаря ее личному измерению, открытому
Панфиловым, ощутить в ней жизнь оказывается проще.
Стоимость билета на каждый сеанс –
100 рублей.
Начало показов -
19.00.
21 мая
В огне брода нет, СССР, 1967, 95 мин., 35 мм
Главный приз «Золотой леопард» за лучшую режиссуру (Глеб Панфилов) и диплом жюри за отличную актёрскую игру (Инна Чурикова) на МКФ в Локарно в 1969 году.
23 мая
Начало, СССР, 1970, 91 мин., 35 мм
Приз «Серебряный лев Святого Марка» (Глеб Панфилов) на МКФ в Венеции в 1971 году.
25 мая
Прошу слова, СССР, 1975, 145 мин., 35 мм
Диплом за цветовое решение фильма (Александр Антипенко) на МКФ в Барселоне в 1976 году. Юбилейный приз фестиваля (Глеб Панфилов) на МКФ в Карловых Варах в 1976 году.
Инна Чурикова о фильме: «Прошедшие годы доказали, что Глеб Панфилов снял замечательный, честный фильм о продукте и жертве своего времени. И при этом о талантливом, достойном человеке, Елизавете Уваровой. „Прошу слова“ осталось свидетельством времени. Как мне кажется, очень точным…»
26 мая
Тема, СССР, 1979, 99 мин., 35 мм
Премия Гильдии сценаристов Союза Кинематографистов СССР (Глеб Панфилов, Александр Червинский) в 1986 году. Приз «Золотой Медведь», Приз FIPRESCI (Глеб Панфилов) на МКФ в Берлине в 1987 году.
Фильм был запрещён и вышел на экраны только в 1986 году.
28 мая
Валентина, СССР, 1981, 100 мин.
По мотивам пьесы
Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».
30 мая
Васса, СССР, 1983, 140 мин.
Золотой приз (Глеб Панфилов) на МКФ в Москве в 1983 году. Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Леонид Калашников, Глеб Панфилов, Инна Чурикова) в 1985 году. Государственная премия СССР (Валентина Теличкина) в 1985 году.
Экранизация пьесы
Максима Горького «Васса Железнова».
1 июня
Мать, СССР, 1990, 200 мин., 35 мм
Приз жюри за выдающиеся художественные достижения (Глеб Панфилов) на МКФ в Каннах в 1990 году. Премия «Феликс» Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана (Дмитрий Певцов) в 1990 году. Премия «Ника» за лучшую работу звукорежиссера (Роланд Казарян) в 1990 году.
По одноимённому роману
Максима Горького, повести
«Жизнь ненужного человека» и рассказу
«Карамора».
Глеб Панфилов о фильме: «"Мать" – это не столько экранизация, сколько новое произведение, использующее мотивы разных произведений Горького. Я так чувствую, так понимаю, так говорю, как делал фильм. Писатель многое объяснил, многое предложил к раздумью. Из сегодняшней точки особенно видны некие кольца, круговые движения, которые выписывает, казалось бы, поступательный ход нашей истории. В произведениях Горького я вижу проницательно замеченные и воссозданные очертания первого такого кольца, актуализация которого на исходе века позволяет провести сверку мечтаемого и происшедшего реально, замысла и воплощения… "Мать" – это и о нас, нынешних. Мы вернулись к тому, от чего ушли в начале века, – к баснословному богатству и крайней бедности».
3 июня
Без вины виноватые, Россия, 2008, 136 мин., 35 мм
Премия «Золотой Орел» за лучший телефильм до 10 серий в 2010 году.
Экранизация пьесы
Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые».
обсуждение >>