Когда 1 - 10 - я подумал, что Григорий Шпигель говорит, но поскольку он умер в 1981 году, а этот мультфильм после 1981 года - 1985 года, значит не Шпигель, а кто?
№6 Дарья Оленина 2021
По-моему, с концовкой всё понятно. Воевода погиб, но его соратники бились дальше. Была длинная история, которую показали кратко. И в результате "наши ихних переупрямили".
Потому что в действительности всё было не так. Русские княжества были разгромлены, попали в феодальную зависимость от Орды и долгое время практически не сопротивлялись. Даже наоборот, как и прочие покорённые народы, были вынуждены принимать участие в походах монголов.
№7 Дарья Оленина 2021
Насколько я знаю, Евпатий Коловрат - реальное лицо, хотя сказание о его подвиге долго передавалось в устах народных и оттого окуталось легендами.
Этого мы уже не узнаем. Упоминается он только в одном источнике - "Повести о разорении Рязани Батыем" 16 века.
Здесь говорят, что у Романа Давыдова лучший шедевр - это "Лебеди Непрядвы", а "Сказ о Евпатии Коловрате" неудачно сделан. Почему-то у меня впечатление наоборот. "Лебеди Непрядвы" пробовала смотреть, да по душе не пришлись: слишком заунывная печаль в них звучала. А вот строгий, простой и суровый "Сказ о Евпатии Коловрате" глубоко впечатался в душу. Очень серьёзный рисованный фильм, в котором всего в меру: и глубокого народного горя, и жестокости битвы, и упорного, несломимого мужества и героизма. Битвы показаны без потоков кровищи на экране, но и без каких-то чрезвычайных богатырских чудес или пустого шапкозакидательства: чувствуется трудность и тяжесть борьбы. Боль потери семьи, боль от зрелища уничтоженной Родины, и - терпение, стойкость, решительность, отчаяние, бесстрашие.
Да, это не шедевр. Не такое совершенное во всех отношениях творение, как, скажем, "Илья Муромец" Ивана Аксенчука". Но это очень хороший фильм. Если бы музыка в нём была лучше - он впечатлял бы мощнее.
Хана Батыя показали сильным и умным врагом. Он жесток и бессовестен, его армия лезет к победе любыми средствами, порой доходя до подлости и коварства. Но при этом он умеет держаться с достоинством и даже сделать жест уважения к противнику. В общем, враг крупный, и отношение к нему серьёзное. В отличие от европейских "железных рыцарей": они самоуверенны до тех пор, пока их не побили, и жалки после побития. Ни капли какого-то подобия уважения они не вызывают.
Могли ли быть на службе у Батыя европейские рыцари-наёмники или их внесли сюда "для полноты вражеского портрета" из летописи о Ледовом побоище - пока не знаю. Во всяком случае, это не регулярные войска какого-либо из европейских правителей, а частная шайка. Они ясно говорят, что НЕ СОЮЗНИЧАЮТ с ханом и его ордой, А СЛУЖАТ ему ("этот сброд, которому мы имеем честь служить"). Значит - наёмники. А наёмники могут продавать свою силу, не всегда считаясь с интересами своих родных стран... Во всяком случае, над ними создатели мультфильма знатно потешились. Видимо, вспоминали гитлеровских солдат с их "Хайль Гитлер!" - "Гитлер капут..."
Не знаю, почему кому-то этот фильм показался лубочным, а концовка - упрощённой... По-моему, с концовкой всё понятно. Воевода погиб, но его соратники бились дальше. Была длинная история, которую показали кратко. И в результате "наши ихних переупрямили".
"Лучше умереть за родную землю, чем жить в неволе!" - этот девиз объединяет "Сказ о Евпатии Коловрате" и "Детство Ратибора" - прекрасный легендарно-сказочный мультфильм того же режиссёра Романа Давыдова.
№2 Анджей
Ну я бы не стал так однозначно судить. Конечно, я не скажу, что это лучший исторический мультфильм, но, на мой взгляд, он задумывался не как экранизация отдельного исторического события, а как образное обобщение борьбы Руси против захватчиков. Евпатий Коловрат, всё-таки, фольклорный персонаж, а не реальный.
Бесспорно, фольклорный, но всё-таки делать из величайшей трагедии Руси лубок с мотивами «Как грибы с Горохом воевали» не стоило. Вот «Сеча при Керженце» – это настоящий шедевр, и героизм, и борьба с захватчиками, и высокая трагедия, жаль только бравурным концом подпортили.
Ну я бы не стал так однозначно судить. Конечно, я не скажу, что это лучший исторический мультфильм, но, на мой взгляд, он задумывался не как экранизация отдельного исторического события, а как образное обобщение борьбы Руси против захватчиков. Евпатий Коловрат, всё-таки, фольклорный персонаж, а не реальный, хотя, возможно, у него и был прототип. Поэтому события 1237 года служат лишь фоном в мультфильме, а сам он содержит ряд аллюзий. Рыцари - это, конечно, отсылка к Ледовому побоищу. А то, что они носят доспехи 15 века - можно списать на ошибку мультипликаторов, а можно предположить, что они хотели таким образом раздвинуть временные рамки. В мультфильме имеются отсылки и на другие мультфильмы Романа Давыдова, прежде всего - "Лебеди Непрядвы". В "Сказе о Евпатии Коловрате" появляются персонажи, похожие на Ослябю и Пересвета, существенную роль там играет и кузнец Егор из Рязани, который "был рыжим, но поседел". Казалось бы, странно, ведь речь идёт о событиях, происходивших задолго до 1380 года. Но, возможно, авторы хотели подчеркнуть, что события мультфильма происходят как бы вне времени, а персонажи символические. В этом случае то, что кузнец стал седым - означает наступление тяжёлых времён. И тогда концовка вполне закономерна: народ, не смотря ни на что, преодолевает трудности.
Но, конечно, я соглашусь, что это не лучший мультфильм Давыдова, который создал несколько выдающихся работ на историческую и фольклорную тематику - а это, помимо очень удачной экранизации Куликовской битвы, "Детство Ратибора", "Василиса Микулишна", "Гунан-батор" и "Сын камня". Можно найти много примеров тому, что если автор создаёт работы в одном стиле, то одни из них достигают совершенства (в рамках стиля), а другие, чаще всего - поздние, имеют некоторые черты вырождения.
Бездарный лубок. Концовка такая, словно и нашествия не было, шапкозакидательством за версту несёт, а участие рыцарей в штурме Рязани и вовсе бред сивой кобылы по мотивам «всехнего» заговора против Руси. Да и работа художников очень так себе, хотя Батый вполне добросовестно срисован с китайских изображений.
отзывы
По-моему, с концовкой всё понятно. Воевода погиб, но его соратники бились дальше. Была длинная история, которую показали кратко. И в результате "наши ихних переупрямили".
Насколько я знаю, Евпатий Коловрат - реальное лицо, хотя сказание о его подвиге долго передавалось в устах народных и оттого окуталось легендами.
Да, это не шедевр. Не такое совершенное во всех отношениях творение, как, скажем, "Илья Муромец" Ивана Аксенчука". Но это очень хороший фильм. Если бы музыка в нём была лучше - он впечатлял бы мощнее.
Хана Батыя показали сильным и умным врагом. Он жесток и бессовестен, его армия лезет к победе любыми средствами, порой доходя до подлости и коварства. Но при этом он умеет держаться с достоинством и даже сделать жест уважения к противнику. В общем, враг крупный, и отношение к нему серьёзное. В отличие от европейских "железных рыцарей": они самоуверенны до тех пор, пока их не побили, и жалки после побития. Ни капли какого-то подобия уважения они не вызывают.
Могли ли быть на службе у Батыя европейские рыцари-наёмники или их внесли сюда "для полноты вражеского портрета" из летописи о Ледовом побоище - пока не знаю. Во всяком случае, это не регулярные войска какого-либо из европейских правителей, а частная шайка. Они ясно говорят, что НЕ СОЮЗНИЧАЮТ с ханом и его ордой, А СЛУЖАТ ему ("этот сброд, которому мы имеем честь служить"). Значит - наёмники. А наёмники могут продавать свою силу, не всегда считаясь с интересами своих родных стран... Во всяком случае, над ними создатели мультфильма знатно потешились. Видимо, вспоминали гитлеровских солдат с их "Хайль Гитлер!" - "Гитлер капут..."
Не знаю, почему кому-то этот фильм показался лубочным, а концовка - упрощённой... По-моему, с концовкой всё понятно. Воевода погиб, но его соратники бились дальше. Была длинная история, которую показали кратко. И в результате "наши ихних переупрямили".
"Лучше умереть за родную землю, чем жить в неволе!" - этот девиз объединяет "Сказ о Евпатии Коловрате" и "Детство Ратибора" - прекрасный легендарно-сказочный мультфильм того же режиссёра Романа Давыдова.
Ну я бы не стал так однозначно судить. Конечно, я не скажу, что это лучший исторический мультфильм, но, на мой взгляд, он задумывался не как экранизация отдельного исторического события, а как образное обобщение борьбы Руси против захватчиков. Евпатий Коловрат, всё-таки, фольклорный персонаж, а не реальный.
Но, конечно, я соглашусь, что это не лучший мультфильм Давыдова, который создал несколько выдающихся работ на историческую и фольклорную тематику - а это, помимо очень удачной экранизации Куликовской битвы, "Детство Ратибора", "Василиса Микулишна", "Гунан-батор" и "Сын камня". Можно найти много примеров тому, что если автор создаёт работы в одном стиле, то одни из них достигают совершенства (в рамках стиля), а другие, чаще всего - поздние, имеют некоторые черты вырождения.