

Летом, 1918 года, в Чебоксарах в доме купца Ефремова был организован русский драматический коллектив, на основе которого создан драматический театр. Первым режиссером стал Иван Андреевич Слободской, принесший в русский театр Чувашии лучшие традиции Александринского театра Санкт-Петербурга, а также более чем двадцатилетний опыт работы в столичных и крупнейших провинциальных театрах России. 14 декабря 1922 года состоялось открытие первого театрального сезона Русского драматического театра спектаклем "Василиса Мелентьевна" по пьесе А.Н.Островского. Эта дата стала днем рождения театра.
С самых первых шагов деятельность театра была прочно связана со своим временем. Осень 1929 - весна 1930 гг. была для Чувашии одним из напряженных периодов в борьбе за новую деревню. Русский театр откликается на эти события спектаклем Яновского "Ярость".
ТЕАТР В 30-Е ГОДЫ. На сцене Русского драматического театра получает жизнь спектакль Щеглова "Переплав", рассказывающий о трудовых буднях рабочего коллектива. Республиканская газета от 26 января 1931 года сообщает: "После просмотра спектакля "Рельсы гудят" В.Киршона на чебоксарских предприятиях обсуждения спектаклей стихийно перерастали в обсуждение текущих производственных вопросов"
Творческим взлетом в развитии театрального искусства в Чувашии, в частности, в деятельности русской труппы, был период работы под руководством одного из первых главных режиссеров театра Евгения Александровича Токмакова. Е.А.Токмакову было 53 года, когда по приглашению дирекции Республиканского русского драматического театра стал в 1937 году его художественным руководителем. Е.А. Токмаков пришел в театр уже сформировавшимся художником, воспитанным мхатовской школой. Пришел в трудное для театра время, и не только сплотил коллектив, сделал его живым творческим организмом, но и щедро одарил его своими знаниями, жизненным и творческим опытом. "Замечательный педагог и тонкий психолог, он стремился создать театр единомышленников, ансамблевый театр, который имел бы свое направление, свои ясные задачи, единые принципы, художественный курс и единую манеру игры",- так отзывалась о нем М.Е.Каширская, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Чувашии, ведущая актриса театра того времени.
В этот период на сцене театра ставятся пьесы Горького, Чехова, Островского, Шиллера, Шекспира, Мольера и других русских и зарубежных классиков. Из созданной им театральной среды вышли такие замечательные актеры, настоящие корифеи сцены, как народный артист РФ и ЧР Иван Федорович Пустовойтов, заслуженная артистка РФ и народная артистка ЧР Мария Ефимовна Каширская, заслуженный артист РФ и народный артист ЧР Александр Александрович Дуняк, народная артистка ЧР Анна Яковлевна Григорова, заслуженный артист ЧР Лазарь Иоанович Козоровицкий и многие другие артисты того времени, названные "гвардией Токмакова". Их творческий расцвет пришелся на 1940-60 годы, и не случайно, что именно это время называли зрители "Золотым веком Русского театра".
ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В 40-ые. В начале 40-ых годов, с Великой Отечественной войной, открывается новая страница в истории театра. Театр ставит глубоко патриотические пьесы: "Нашествие" Л.Леонова, "Парень из нашего города", "Русские люди", "Так и будет" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука.
"Премьера спектакля "Так и будет". В театре холодно, зрители, в основном женщины, сидят в пальто, в телогрейках, в валенках. Но когда открылся занавес, были забыты и холод, и горести, и невзгоды. Слова военврача Греч в исполнении А.В.Дворкиной прозвучали пророчески: "Так и будет!", что означало конец войне. Спектакль прозвучал как символ победы. Зрители плакали, прибегали на сцену, целовали актеров и твердили: "Так и будет!" Плакали и актеры. Это было незабываемо!"- вспоминала актриса М.Е.Каширская.
Театром ведется военно-шефская работа. Многие артисты сами являются участниками великой битвы, их заменяют талантливые кадры: во главе театра вместо ушедшего на фронт Н.А.Элле становится молодой актер Г.В.Мордкович. Театр в часы отдыха готовит программы для обслуживания воинских частей и госпиталей. Большая заслуга в этом принадлежит актрисам Дворкиной А.В. и Тихоновой-Стасенко М.М. В годы Великой Отечественной войны свыше 300 спектаклей и концертов были показаны артистами Русского театра Чувашии в различных воинских частях и госпиталях страны. Приказом Министра обороны СССР ряду актеров за активную военно-шефскую работу объявляется благодарность.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ Наряду с пьесами классиков русской и зарубежной драматургии, на сцене театра все большее место занимает тема современника и проблемы современности. Театр ставит пьесы "Обыкновенный человек" Леонова, "Директор" и "Одна" Алешина, "Одна ночь" Горбатова, "Мужество" Березко, "Счастье" Павленко, "Любовь Яровая" Тренева, "Аристократы" Погодина, "Платон Кречет" Корнейчука и многие другие.
Одновременно театр ставит в ряду главных задач и популяризацию произведений чувашской драматургии. Постановки спектаклей по пьесам чувашских драматургов: П.Осипова "Айдар", В.Ржанова "Симфония будней", Я.Ухсай "Энтип", "Тудимир", В.Ухли "Волчье логово" пользовались заслуженным успехом зрителей. Так, Николай Терентьев, народный писатель Чувашии делится мыслями по этому поводу: " Мне в этом театре чуть больше повезло, чем моим коллегам. Четыре пьесы поставлены: "Что же такое счастье" с участием М.Каширской и А.Баулиной, "Мечты, мечты…" с А.Гусевым, "Песнь любви" с Т.Горошанской и А.Бурковым, "Колокола души" в постановке М.И.Зильбермана. В отличие от других, эта пьеса специально была написана для Русского драмтеатра…"
Профессионализм, высокая театральная культура, утверждение принципов реализма - вот те задачи, которые ставил и решал театр в 50-80-ые годы.
РАЗВИТИЕ ТЕАТРА В 50-80-е ГОДЫ В 1952 году в связи с 30-летием и в 1972 году в связи с 50-летним юбилеем театр был награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР. В свой 50-летний юбилей театр осуществил постановку спектаклей "Легенда о Паганини", "Ураган", "Месть". А в 1982 году, в год 60-летия, большой творческой удачей коллектива стали спектакли "На всякого мудреца довольно простоты" А.Островского, и "Забавный случай" К.Гольдони. Заслуживают особого внимания постановки таких спектаклей как "Конармия" Бабеля, "Когда город спит" А.Чхаидзе, "На золотом дне" Д.Н.Мамина-Сибиряка, "Тринадцатый председатель" А.Абдуллина, "Характеры" В.Шукшина, поднимавшие проблемы сельского хозяйства.
За 60 лет работы театром осуществлено более 410 постановок, сыграно 23 тысячи спектакля, которые посетило свыше 8 млн. 200 тыс. зрителей. По-прежнему в центре внимания остается проблема сохранения и пополнения репертуара новыми художественными и идейно значимыми произведениями, поднимающими острые проблемы современности.
Расширяется география гастрольных поездок театра. Со своими работами коллектив театра познакомил жителей Казани, Архангельска, Северодвинска, Калининграда, Петрозаводска, Ижевска, Тамбова и др. городов.
В русском театре с полной мощью раскрылся талант режиссеров В.П.Романова, А.В.Бирюкова, М.И.Зильбермана, В.Я.Гришанина.
Почти 10 лет, с 1979 по 1989 гг., своей творческой жизни в качестве главного режиссера отдал театру Марк Иосифович Зильберман. Большое внимание Марк Иосифович уделил формированию труппы, в театре появилось много интересной молодежи, из которой впоследствии выросли серьезные актеры, такие как М.Корнилов, Т.Попова, В.Красотин и другие.
Зрительский интерес вызывают в это время спектакли "Гнездо глухаря" В.Розова, "Обыкновенная история" И.Гончарова, "Зинуля" А.Гельмана, "Белая болезнь" К.Чапека (1983 г.), "Мария Тюдор" В.Гюго (1986 г.), "Любовь и голуби" В.Гуркина, "Порог" А.Дударева и др.
"Суть творческих устремлений проста: не изображение явлений и характеров, а их объяснение. Всякое жизненное явление, любой человеческий характер в реальной жизни существуют в сложных связях и взаимосвязях. Вскрыть, понять, объяснить эти связи, их сложность, противоречивость, неординарность - представляется непременным условием на пути к истинной художественности" - таким было творческое кредо М.И.Зильбермана.
Значительными работами театра, пользовавшимися особым успехом у зрителей были спектакли: "Не стреляйте в белых лебедей" Б.Васильева, "Дело" Сухово-Кобылина, "Зойкина квартира" М.Булгакова, "Свои люди - сочтемся" А.Островского, "Тартюф" Ж.Б.Мольера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 декабря 1982 года за заслуги в развитии театрального искусства Русский драматический театр награжден орденом "ЗНАК ПОЧЕТА".
70-летие Русского драматического театра пришлось на годы "перестройки" в России. В это непростое время театр под руководством заслуженного работника культуры Чувашской Республики В.И. Сергеева и главного режиссера Б.И.Носовского искал и находил новые формы в творчестве. Так, в репертуаре театра этого времени спектакль "Черная роза-эмблема печали, красная роза - эмблема любви" по пьесе С.Соловьева (постановка В.Я.Гришанина) был высоко оценен самим автором в Москве на фестивале "Федерация-90"
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР Сегодня славу театра составляют имена народных артистов Чувашской Республики А.Н.Баулиной, А.Г. Егоровой, В.А. Красотина, Т.А. Красотиной, Г.А. Холопцевой, Т.П. Яфановой, заслуженных артистов Чувашской Республики А.И. Буркова, Л.Г. Былинкиной, Н.В. Горюнова, Л.И. Котельниковой, Б.В. Кукина, Е.А. Лезова, Н.С. Лосевой, В.М. Мазова, Л.В. Родик, Д.В. Фадейчева.
На сцене Русского драматического театра идут спектакли по произведениям русской, зарубежной классики, современной драматургии: "Азалия" Ив Жамиак, "Без вины виноватые" А.Островский, "Счастливый день" А.Островский, Н.Соловьев, "Бесплодные усилия любви" У.Шекспир, "Пиковая дама" А.Пушкин, "Спешите делать добро" М.Рощин, "Странная миссис Сэвидж" Джон Патрик, "Прогулка в Лю-Блё" К.Рубина; "Анна Каренина" Л.Толстой; "Лев зимой" Д.Голдмен; "Чайка" А.Чехов; "Играем в дружную семью" М.Камолетти. На Малой сцене идут спектакли "Салют динозаврам" Г.Мамлина и "О любви" М.Кругловой. Процент классических премьер от общего репертуара театра составляет около 50 %. В репертуаре театра - 25 спектаклей, 7 - для маленьких зрителей.
РДТ ежегодно принимает участие в фестивалях международного и всероссийского масштаба. Так, в 2008 и 2009гг. на Международном фестивале русских театров республик России и зарубежных стран "Мост дружбы" в г.Йошкар-Ола были представлены драма "Любовь, джаз и черт" Ю.Грушаса и "Анна Каренина" Л.Толстого. Участие в республиканском театральном конкурсе "Узорчатый занавес" стало для театра традиционным.
С 2004 года театр в должности главного режиссера возглавляет заслуженный деятель искусств Чувашии Ашот Геворкович Восканян. Сегодня театральная эстетика и философия Государственного ордена "Знак Почета" русского драматического театра - это размышления о нашей жизни, сущности человека, его месте в этом мире. Театр является продолжателем лучших традиций российской культуры.
обсуждение >>